Ирина Потехина
Педагогический проект по познавательному развитию «Рябина красная»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : педагогический.
Тип проекта :
1. По количеству участников: фронтальный.
2. По содержанию: интегративный.
3. По содержанию: долгосрочный (в течении сентября – апреля 2017 – 2018 года.
4. По характеру содержания: информационно- творческий.
5. По доминирующему виду: ребенок и природный мир.
Участники проекта : дети средний группы детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
1. Целеполагание
Актуальность
«Рябина кудрявая, листочки узорные,
Публикация «Педагогический проект по познавательному развитию „Рябина красная“» размещена в разделах
Твои ягоды красные горят светофорами,
Царица осенняя, рябина – красавицы,
Песни петь о тебе всем нам нравится.
Ты сажаешь «рябина», и сразу увидишь
Ты край свой родимый.
Увидишь, как машут тебе в небе синем,
Рябины России, рябины России»
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются нравственно-экологических позиций личности. Нам близка позиция доктора биологических Т. В. Потаповой:
"Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом".
Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры.
Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей беречь и любить природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.
Причиной, многих неблаговидных поступков которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающий природе, не интересуется её, не видит её красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребёнку увидеть то что он не заметил, помочь познать ему всю красоту природы, разобраться в чем её польза.
На площадке нашей группы растет рябина. Рябина - одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России. Это удивительное, не прихотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы и горят гроздья рябины ярко красной окраской. Рябина - любимое дерево наших детей. Ягоды рябины мы часто используем в продуктивной деятельности, при оформлении группы. Изучая разнообразие растительного мира родного края, дети все чаще стали задавать вопрос, чем полезна рябина для человека и птиц? Поэтому мы решили провести исследовательский проект и обратить внимание детей на красоту рябины, на её полезные свойства, а также воспитывать у детей бережливое и заботливое отношение к дереву.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта и включает : организованную образовательную деятельность, познавательно – исследовательскую деятельность, игровую деятельность и другие виды детской деятельности, а также партнёрство ДОУ с семьёй.
Цель: расширять представление детей о дереве рябине и её свойствах.
Задачи:
1. Расширять представления детей о рябине, ее красоте : учить узнавать дерево по внешнему виду, развивать творческие способности детей, в том числе и через продуктивные виды деятельности: (лепка).
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений за рябиной : чем отличается рябина от других деревьев, какой формы и какого цвета листья и ягоды рябины, как и кому, рябина помогает в любое время года.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения о рябине.
4. Привлекать родителей к оформлению выставки поделок «Рябина красная» для воспитания экологической и творческой культуры в семье.
Ожидаемые результаты:
1. Дети проявляют интерес к природе родного края и бережно относятся к ней.
2. Родители (Законные представители) получили позитивны экологический опыт от совместной проектной деятельности, принимали активное участие в продуктивной деятельности.
2. Разработка проекта
1. Определение сроков проекта : разработать и реализовать проект в течении сентября – апреля 2017-2018 года.
2. Изучить методическую литературу, соответствующую теме проекта :
• Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
• Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
• Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
• Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).
• Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
• Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
• Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
• Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с. : ил.
• Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
• Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
• Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
• Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.
• Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
• Леонтьева, О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2015.- № 1. – С. 16-18.
• Никифорова, О. А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
• Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
• Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.
• Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.
• Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
• Обруч. - 2008. - № 4.
• Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
• Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.
• Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.
• Мингазова, Т. Конкурсные задания к «Экологическому ассорти» // Дошкольное воспитание. – 2012. - №2. – С. 43-44.
3. Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры на тему – «Растительный мир нашего родного края».
4. Подготовить перспективный план работы по проекту.
5. Разработать конспекты мероприятий, согласно разработанному проекту.
6. Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта : словесные, наглядные, практические.
7. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями, способствующие реализации проекта :
С детьми:
Организованная образовательная деятельность;
Организованная образовательная деятельность в режимные моменты;
Экскурсии.
С родителями:
Анкетирование;
Консультации;
Презентации.