Светлана Зубкова
Педагогический проект «Ознакомление детей средней группы с родным городом — Нижним Новгородом»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Педагогический проект „Ознакомление детей средней группы с родным городом — Нижним Новгородом“» размещена в разделах
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине, месту, где родился человек.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Нижним Новгородом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославляли наш город.
Родители не всегда имеют достаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Цель проекта :
-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта.
Дети 4-5 лет (средняя группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта.
1 год.
Прогнозируемый результат.
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
• Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
• Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Нижнего Новгорода, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Реализация проекта.
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов.
I этап – подготовительный, включает в себя:
1. Анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап – основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
2. Работу с родителями.
3. Изменение в предметно-пространственной среде группы.
Ш этап – обобщающий, включает в себя:
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов.
VI этап – презентация проекта :
Проект был представлен перед педагогами детского сада и родителями воспитанников средней группы.
V этап – постановка новой проблемы:
В дальнейшем планируем продолжать работу по ознакомлению ребят с Нижним Новгородом и Нижегородским краем, расширять и углублять знания детей по этой теме.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
детей средней группы на 2019-2020 учебный год.
Сентябрь.
Тема периода «Мой город».
Цель.
1. Продолжить знакомство детей с родным городом – Нижним Новгородом.
2. Закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.
3. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Работа с детьми.
-Подвижная игра «Ковер-самолет.
-Дидактическое упражнение «Составление письма заболевшему товарищу».
-Занятие «Знакомство с городом».
-Беседа «Путешествие по улице города».
-Сюжетно-ролевая игра «Почта».
- Аппликация. «Почтовый ящик».
-Музыка. Песня «Приглашаем в детский сад» сл. и муз. И. Якушиной.
Работа с родителями.
-Рекомендовать прогулку в городской парк с детьми.
-Рекомендовать для чтения дома произведения «Почта», С. Маршак.
-Рекомендовать родителям выучить с детьми домашний адрес.
-Предложить родителям принять участие в изготовлении атрибутов к игре «Почта».
-Рекомендовать родителям с детьми целевую прогулку к почтовому ящику.
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Внести в физ. уголок атрибуты для п / и.
-Внесение открыток и конвертов для рассматривания.
-Внесение изображений с видами Нижнего Новгорода.
-Внесение атрибутов к игре «Почта».
-Внести изображение почтового ящика.
-Пополнение музыкальной картотеки.
Октябрь.
Тема периода «Природные и культурные объекты города».
Цель.
1. Познакомить детей с особенностями расположения города (на слиянии Оки и Волги).
2. Расширить представление о значении рек в жизни города (транспортное значение).
3. Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом.
Работа с детьми.
-Подвижная игра «Доберись по камешкам».
-Чтение произведения С. Баруздина «Волга-кормилица».
-Просмотр презентации «Город на реках Ока и Волга».
-Слушание рассказа «Наши реки».
-Наблюдение за работой дворника.
-Помощь в благоустройстве территории детского сада.
-Дидактическая игра «Найди такую же», «Парные картинки».
- Аппликация. «Лодки плывут по реке».
-Музыка. Песня «Мы по городу идем», муз. А. Островского.
Работа с родителями.
-Привлечь родителей к изготовлению реквизита к игре.
-Рекомендовать родителям для домашнего чтения «Моя улица» С. Михалков.
-Рекомендовать родителям с детьми целевую прогулку на «Стрелку».
-Рекомендовать родителям с детьми целевую прогулку «Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города».
-Домашнее задание: рисование «Плывет, плывет кораблик по Волге и Оке».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Внести в физ. уголок атрибуты для п / и.
-Внесение в уголок чтения произведения С. Баруздина «Волга-кормилица».
-Оформление книжки-малышки «Прогулка на Стрелку».
-Внесение оборудования для просмотра презентации.
-Внесение на прогулочный участок инвентаря для уборки.
-Внесение картинок «Городские профессии».
-Внести изображение корабля, лодки, баржи.
- Пополнение музыкальной картотеки.
Ноябрь.
Тема периода «Город и село».
Цель.
1. Расширить представление детей о городе (много улиц, площадей, высотных домов, театров, предприятий, транспорта и т. д.).
2. Дать различия города и села (на основе архитектурных особенностей и труда людей в городе, на селе).
3. Воспитывать уважение к труду хлеборобов.
Работа с детьми.
-Подвижная игра «Каравай».
-Чтение произведений «Что я видел» Б. Житков, «Хлебушко»
С. Погореловский.
-Занятие «Откуда хлеб пришел на стол».
-Беседа о городских и сельских профессиях.
-Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия.
-Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин».
-Лепка. «Утка с утятами».
-Рисование. «Улица (сельская или городская)».
-Музыка. Прослушивание записей народных мелодий.
Работа с родителями.
-Консультация для родителей «Как активно провести выходной день с детьми».
-Рекомендовать родителям для домашнего чтения «Отличные пшеничные» Я. Аким, «Хлеб» П. Качанов.
-Поместить в родительский уголок информационный материал: «Это интересно. Работа хлеборобов».
-Совместное создание фотоальбома «Мы в деревне».
-Рекомендовать родителям прогулку в парк, зоопарк с целью наблюдения за утками.
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Пополнение физкультурного уголка элементами костюмов городских и сельских профессий.
-Внесение в уголок чтения произведений «Что я видел» Б. Житков, «Хлебушко» С. Погореловский.
-Оформление книжки-малышки «Отдых в деревне».
-Внесение дидактической игры «Город и село».
-Сбор материала для создания фотоальбома «Мы в деревне».
-Пополнение музыкальной картотеки.
-Внесение изображений дымковских игрушек, в том числе дымковской уточки.
Декабрь.
Тема периода «Транспорт нашего города».
Цель.
1. Углубить представления детей о транспорте города.
2. Научить классифицировать транспорт по назначению и среде передвижения (наземный, водный, воздушный).
3. Познакомить с профессиями, связанными с транспортом.
Работа с детьми.
-Подвижные игры «Автомобили», «Самолеты», «Электричка».
-Чтение произведений «Светофор», «Песенка о светофоре» М. Пляцковский.
-Занятие «Общественный транспорт нашего города».
-Беседа о работе шофера.
-Дидактическая игра «На чем я путешествую».
-Сюжетно-ролевая игра «Водитель автобуса».
-Аппликация. «Автобус».
-Рисование. «Машина едет по дороге».
Работа с родителями.
-Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к подвижным играм.
-Рекомендовать родителям выучить с детьми стихотворение М. Пляцковского «Светофор».
-Рекомендовать родителям целевую прогулку «Общественный транспорт».
-Консультация для родителей «Ребенок у дороги».
-Привлечение родителей к созданию выставки рисунков «Мы едем, едем, едем…»
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Пополнение физкультурного уголка атрибутами к подвижным играм.
-Внести речевое лото «Транспорт».
-Оформление книжки-малышки «Общественный транспорт».
-Внесение тематических картинок «Транспорт».
-Внесение атрибутов для социально-ролевой игры «Водитель автобуса», дидактической игры «На чем я путешествую».
-Организация выставки рисунков «Мы едем, едем, едем…».
Январь.
Тема периода «Архитектура нашего города».
Цель.
1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т. д.)
2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений.
Работа с детьми.
-Развлечение «Кто в домике живет?»
-Речевое упражнение «Скажи наоборот».
-Чтение произведений «Кто построил этот дом» С. Баруздин, «Мой брат» А. Бродский.
-Занятие «Здания родного города».
-Беседы о зданиях, расположенных вокруг здания детского сада.
-Беседа о работе строителей.
-Сюжетно-ролевая игра «Построим дом».
-Аппликация. «Строим дом».
-Рисование. «Домик для куклы».
-Конструирование. «Домик из бревнышек».
Работа с родителями.
-Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к игре-развлечению.
-Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения: сказки, стихи и рассказы о строительных профессиях.
-Размещение информации: «Это интересно. История улиц близлежащих к детскому саду».
-Привлечь родителей к созданию макетов зданий.
-Рекомендовать родителям целевую прогулку «К строящемуся дому».
-Привлечение родителей к оформлению альбома «Архитектура нашего города».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Внесение атрибутов к игре в физкультурный уголок.
-Внести тематические карточки с изображением рабочих строительных специальностей, картинок и фотографий различных зданий для описания.
-Оформление альбома «Архитектура нашего города».
-Внесение макетов зданий города.
-Внесение атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Построим дом».
-Оформление выставки рисунков «Домик для моей любимой куклы».
Февраль.
Тема периода «Воинская слава России».
Цель.
1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества – Вечным огнём в кремле.
2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).
3. Познакомить с российским флагом.
4. Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну.
Работа с детьми.
-Упражнение «Готовлюсь быть солдатом»
-Подвижные игры «Стенка-мишень», «Снайперы», «Кто дальше».
-Речевые упражнения «Скажи иначе», «Какие войска», «Кто что делает?».
-Чтение произведений «Февраль» С. Маршак, «Звездочка» А. Жаров, «О брате» И. Кульская.
-Слушание рассказа «Вечный огонь в нижегородском кремле».
-Беседа о российском флаге.
-Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит стране, как заботится о близких.
-Аппликация. «Подарок папе к 23 февраля».
-Рисование. «Портрет папы».
-Музыка. Песня «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова, слушание «Прощание славянки» В. Агапкин, «Марш» Д. Кабалевского.
Работа с родителями.
-Привлечь родителей к изготовлению мишени для подвижных игр на прогулочный участок.
-Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения: былины о русских богатырях.
-Рекомендовать родителям посещение музея боевой техники в кремле, экскурсию к вечному огню.
-Привлечь родителей к изготовлению макета Нижегородского кремля.
-Консультация для родителей «Помощь папе в трудовых действиях».
-Привлечение родителей к оформлению выставки поделок к празднику «День защитника отечества».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Внесение атрибутов к игре «Готовлюсь быть солдатом» в физкультурный уголок.
-Внесение на прогулочный участок мишени для подвижной игры.
-Внести тематические карточки, картинки и фотографии с изображением военных различных видов войск, военной техники для описания.
-Оформление книжки-малышки «Экскурсия в кремль».
-Оформление альбома «Защитники отечества».
-Внести макет Нижегородского кремля.
-Внесение атрибутов для социально-ролевой игры.
-Оформление выставки поделок к празднику «День защитника отечества».
-Пополнение музыкальной картотеки.
Март.
Тема периода «Русская матрешка».
Цель.
1. Продолжить знакомство детей с нижегородскими промыслами (семёновская и полхов-майданская матрёшки).
2. Научить различать их и сравнивать.
3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края.
Работа с детьми.
-Дидактическая игра «Веселые матрешки».
-Дидактическая игра «Что игрушка рассказывает о себе».
-Чтение произведений «У меня матрешка есть» З. Медведева.
-Слушание рассказа «Нижегородская матрешка».
-Занятие «Такие разные матрешки: сравнение матрешек нижегородской области (семеновской и полхов-майданской)».
-Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками.
-Беседа о народных промыслах.
-Лепка. «Веселые матрешки».
-Рисование. «Украсим сарафаны матрешкам».
-Музыка. Песня «Шесть матрешек» муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова.
Работа с родителями.
-Консультация для родителей «Масленичные веселые гуляния».
-Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения: «Матрёшечка» В. Берестов, «Матрёшкины потешки» В. Берестов.
-Рекомендовать родителям посещение музея народных промыслов.
-Оформление папки для родителей с информацией о народных промыслах.
-Рекомендовать родителям посещение музея народных промыслов.
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Внесение карточек к игре «Веселые матрешки».
-Внести тематические карточки, картинки и фотографии с изображением игрушек в различных костюмах для описания.
-Внесение матрешек, изображений матрешек, образцов семеновской и полхов-майданской росписи.
-Внесение инвентаря для уборки.
-Внесение образцов изделий народных промыслов, изображений рабочих инструментов.
-Оформление выставки рисунков «Нарядные матрешки».
-Внесение матрешек, изображений матрешек, образцов семеновской и полхов-майданской росписи.
-Пополнение музыкальной картотеки.
Апрель.
Тема периода «Городская и сельская природа».
Цель.
1. Продолжить знакомство детей с природой ближайшего окружения.
2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде.
3. Научить понимать и ценить красоту родного края.
Работа с детьми.
-Подвижные игры «Через ручеек», «Перебежки», «Пробеги с вертушкой», «Поймай бабочку».
-Чтение произведений «Возвращяются певцы» Г. Ладонщиков, «Весна» А. Плещеев, «Весна» Ф. Тютчев.
-Беседа «Весна в городе и на селе».
-Занятие «Природа ближайшего окружения».
-Уборка мусора на участке.
-Беседа «Правила поведения на природе».
-Сюжетно-ролевая игра «Рыболовы», «Путешествие на катере».
-Лепка. «На лугу».
-Рисование. «Пришла весна».
-Музыка. Песни «Бабочки» муз. Е. Тиличеевой, «Жук» муз. В. Карасевой.
Работа с родителями.
-Привлечение родителей к изготовлению вертушек для подвижной игры.
-Рекомендовать родителям выучить с детьми отрывок из стихотворения А. Плещеева «Весна».
-Рекомендовать родителям целевую прогулку к природным объектам ближайшего окружения.
-Консультация для родителей «Безопасное поведение на природе».
-Домашнее задание: рисование «Весна в городе и на селе».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Внесение атрибутов для организации подвижных игр.
-Внести тематические карточки, картинки и фотографии с видами природы весной в городе и на селе для описания.
-Пополнение библиотеки.
-Оформление книжки-малышки «На природе».
-Внести тематические карточки, картинки и фотографии с видами природы весной в городе и на селе.
-Внесение инвентаря для уборки.
-Внести атрибуты для сюжетно-ролевой.
-Оформление выставки рисунков «Весна пришла».
-Пополнение музыкальной картотеки.
Май.
Тема периода «Достопримечательности нашего города».
1. Продолжить знакомство детей с достопримечательностями Нижнего Новгорода.
2. Познакомить с гербом Нижнего Новгорода.
3. Развивать чувство любви к родному городу.
Работа с детьми.
-Хороводная игра «Оленюшка».
-Чтение произведений «По городу» В. Берестов, «Мой дом, мой Нижний» Н. Чудакова.
-Беседа «Достопримечательности нашего города».
-Слушание рассказа «Герб Нижнего Новгорода».
-Наблюдение за трудом взрослых по озеленению территории детского сада и прилегающих территорий.
-Аппликация. «Флажки для украшения прогулочного участка»
-Рисование. «Цветочные клумбы».
-Музыка. Слушание произведений о родном городе.
Работа с родителями.
-Привлечение родителей к изготовлению вертушек для П/И.
-Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения.
-Рекомендовать родителям целевую прогулку по городу (Площадь Ленина, Горького, Минина).
-Привлечение родителей к озеленению прогулочного участка.
-Домашнее задание: рисование на тему «Мой любимый Нижний Новгород».
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Внесение атрибутов для организации подвижной игры.
-Внести тематические карточки, картинки и фотографии достопримечательностей Нижнего Новгорода для описания.
-Пополнение библиотеки.
-Внести изображение герба города.
-Оформление альбома «Достопримечательности Нижнего Новгорода».
-Внесение рассады цветов, инвентаря для посадки растений.
-Оформление выставки рисунков «Мой любимый Нижний Новгород».
-Пополнение музыкальной картотеки.
Июнь, июль, август.
Тема периода «День рождения Нижнего Новгорода».
Цель.
1. Закреплять знания детей о родном городе – Нижнем Новгороде.
2. Познакомить с историей возникновения Нижнего Новгорода.
3. Сформировать понятие «Юбилей города – 800-летие».
4. Продолжать воспитывать чувство любви и гордости к родному городу.
Работа с детьми.
-Подвижные игры «Доберись по камешкам», «Через ручеек», «Ковер самолет», «Транспорт», «Оленюшка», «Веселые матрешки».
-Чтение произведений о родном городе.
-Дидактическое упражнение «Опиши, что видишь».
-Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».
-Беседы на тему «Что вы знаете о своем городе», «Народные промыслы родного края».
-Слушание рассказа «История возникновения Нижнего Новгорода».
-Игра-викторина «Знатоки Нижнего Новгорода».
-Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города.
- Сюжетно-ролевая игра «Городские профессии», «Путешествие на катере», «Построим дом».
-Беседа «Безопасное поведение на улицах города».
-Рисование, лепка, аппликация на тему «Мой любимый Нижний Новгород».
-Развлечения:
«Кукла Катя, Зина и почтальон», «Кто в домике живет», «Матрешка ждет гостей», «Солнышко-ведрышко».
-Театрализованные игры:
«Встреча с полицейским», «Гости из деревни», «Общественный транспорт», «Город, в котором я живу».
Работа с родителями.
-Размещение в родительском уголке информации на тему «Активный отдых с детьми в городе в летний период».
-Размещение в родительском уголке информации о произведениях, рекомендованных для домашнего чтения.
-Размещение информации: «Это интересно. История возникновения Нижнего Новгорода».
-Привлечение родителей к изготовлению альбомов и макетов для уголка к 800-летию Нижнего Новгорода.
-Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм на прогулочный участок.
-Консультация для родителей «Безопасное поведение на улицах города в летнее время».
-Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к развлечениям и театрализованным играм.
Изменение в предметно-пространственной среде группы.
-Пополнение атрибутов для организации подвижных игр на прогулочном участке.
-Внести тематические карточки, картинки и фотографии для описания.
-Пополнение библиотеки.
-Оформление уголка к 800-летию Нижнего Новгорода.
-Внесение атрибутов к игре-викторине «Знатоки Нижнего Новгорода».
-Внесение атрибутов к социально-ролевым играм на прогулочный участок.
-Организация выставок детских рисунков и поделок.
-Внесение атрибутов к развлечениям и театрализованным играм.