Ольга Ширшова
Педагогический проект «Новый год у ворот»
Педагогический проект в старшей группе «Новый год у ворот»
Тема: «Новогодний калейдоскоп»
Тип и вид проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект „Новый год у ворот“» размещена в разделах
Новый год – один из самых любимых праздников, когда волшебства и чудес ждут не
только дети, но и взрослые. Трудно найти человека, который остался бы равнодушным
к предпраздничной суете, яркой иллюминации или наряженной елке. Но зачастую, у
взрослых, погруженных в предпраздничные заботы, не хватает времени для общения с
детьми. Данный проект позволит родителям вспомнить, как важно для детей общение,
особенно в преддверии праздника. Совместная исследовательская работа позволит
детям включиться в предпраздничную подготовку, прочувствовать семейные
традиции, узнать семейные новогодние истории, что несомненно сблизит взрослых и
детей, кроме того обыгрывание новогодних историй, подготовка и изготовление
новогодних украшений, создаст атмосферу праздника и волшебства.
Цель: Расширение знания детей о празднике «Новый год», знакомство с обычаями и
традициями, характерными для этого праздника, с его героями и атрибутами.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, внимание, воображение,
память.
2. Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.
3. Обогащать и активизировать речь детей.
4. Воспитывать у детей чувство удовлетворения от участия в коллективной подготовке
к празднику.
5. Формировать у детей представление об обычаях и традициях празднования
новогоднего торжества.
6. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты проекта:
- познавательное развитие: расширение знаний об обычаях и традициях празднования
новогоднего – торжества, его героях и символах;
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме
проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять
рассказы по предложенному материалу;
- социально-коммуникативное развитие: обогащение социального опыта детей через
различные виды деятельности;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального
отношения у детей к предстоящему празднику, подготовка своими руками сюрпризов,
подарков, поделок, открыток для близких людей;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического
благополучия детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
- Выбор темы проекта, совпал с календарно-тематическим планированием;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы в соответствии с календарно-тематическим
планированием;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
2. Практический этап.
Образовательные области: содержание деятельности.
Познавательное развитие:
-ООД «Новогодние традиции»;
-ООД «Путешествие в Новый год»;
-конструирование из бумаги «Елочные игрушки»;
-цикл наблюдений «Что зима нам принесла?»;
-экскурсия по территории ДОУ;
-познавательно - исследовательская деятельность со снегом и льдом;
-беседы «Что такое Новый год?», «Где живет Дед Мороз?»;
-дидактическая игра «Зимние приметы»;
-конструктивно-модельная деятельность «Терем Деда Мороза», «Сани Деда Мороза»,
«Трон для Деда Мороза».
Речевое развитие
-ООД «Дидактические игры со словами»;
-ООД «Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»;
-ООД «Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»;
-ООД «Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения
К. Фофанова «Нарядили елку»;
-Беседы «Как мы готовимся к встрече Нового года в детском саду?»,
-Чтение художественной литературы:
С. Козлов «Зимняя сказка»;
И. Суриков «Белый снег пушистый»;
З. Александрова «Елочка»;
Н. Носов «На горке»;
В. Берестов «Гололедица»;
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Братья Гримм «Госпожа Метелица»;
С. Маршак «12 месяцев»;
загадки, пословицы, поговорки;
разучивание стихов по теме;
-составление описательных рассказов о зиме, о Новом годе из личного опыта и по
картинам и иллюстрациям;
-дидактическая игра «Угадай, про что я сказала?»
Социально-коммуникативное развитие
-беседы «Для чего люди дарят друг другу подарки?», «Как мы встречаем Новый год
дома»;
-игры на развитие сюжета: «Кругосветное путешествие», «Магазин подарков», «В
тереме у деда Мороза»;
-загадки о зиме;
-дидактические игры «Зимние слова»; «Когда это бывает?», «Времена года»;
-рассматривание тематического альбома «Зима»;
-драматизация по сказкам «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»
Художественно-эстетическое развитие
-ООД по рисованию: «Наша нарядная елка», «Дети гуляют зимой на участке», «Что
мне больше всего понравилось на новогоднем празднике»;
-ООД по аппликации «Новогодняя поздравительная открытка»;
-ООД по лепке «Снегурочка»;
-Творческая деятельность «Новогодняя гирлянда», «Снежинки»;
-Составление коллективного письма деду Морозу с картинками и надписями;
-Украшение группы снежинками, гирляндами;
-Рассматривание новогодних открыток;
-Раскрашивание новогодних раскрасок;
-прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Зима», А. Вивальди
«Зима»,
-Разучивание новогодних песен, танцев.
Физическое развитие
-Пальчиковая гимнастка «Елочка», «Наступает Новый год»;
-Физкультминутки «Елочка», «Красавица елка», «Новый год»;
-Дыхательная гимнастика «Холодно зимой», «Снежинка на носу», «Снег скрипит»,
«Пурга», «Вьюга», «Ураган», «Снег идет»;
-Артикуляционная гимнастика по теме «Новогодний праздник»;
-Постройка снежных фигур поросенка, собачки, снежного городка;
-Подвижные игры «Снежки», «Попади в цель», «Два Мороза»,
Взаимодействие с родителями:
-украшение группы к празднику;
-участие в конкурсе поделок «Веселый снеговик»;
-заучивание стихов на новогоднюю тематику;
-подготовка новогодних костюмов и атрибутов;
-утренник «Новогодний бал в подводном царстве»;
-памятка для родителей «Новогодние праздники: как избежать неприятностей»
3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности:
- утренник «Новогодний бал в подводном царстве»;
- творческая выставка «Веселый снеговик»,
- оформление группы с использованием работ детей.
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта:
- дети были увлечены различными видами деятельности по теме, развивались
творческие способности;
- углубились знания о празднике, дети делились своими впечатлениями с родителями;
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,
устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, возрос
познавательный интерес;
- расширился и активизировался словарный запас,
- проводимая работа объединяла детей и родителей, создавала праздничное,
предновогоднее настроение в коллективе.
Литература:
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром» в старшей группе О. В. Дыбина изд.
МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2011г.
«Ознакомление с природой в детском саду» старшая группа О. А. Соломенникова
ФГОС изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2015г.
«Придумай слово» - речевые игры и упражнения для дошкольников О. С. Ушаковой
Москва просвещение «Учебная литература 1996г.
Обучение дошкольников грамоте с детьми 3-7 лет Н. С. Варенцова изд. МОЗАИКАСИНТЕЗ Москва 2009г.
«Чтение художественной литературы в старшей группе» ФГТ Н. А. Карпухина ООО
Учитель Воронеж 2013г.
«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В. Куцакова творческий
центр Сфера Москва 2012г.
«Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Т. С. Комарова ФГОС
изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014г.
«Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа И. А. Лыкова.
«Мы живем в Росссии» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, Москва
«Развитие речи в детском саду» В. В. Гербова, Москва Мозаика – Синтез
«Детское творческое конструирование» Л. А. Парамонова, Москва, издательский дом
«Карапуз»