Виктория Вахлушина
Педагогический проект в подготовительной группе «Вода — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №12 «Золотой петушок»
Педагогический проект на тему : «Вода – это жизнь»
Составила воспитатель: Вахлушина В. В.
Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!
Вид проекта : экологический
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Цель проекта :
Развитие у детей интереса к познаниям и личностного стремления к практическому исследованию важнейшей составляющей среды обитания – воды; воспитание бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи:
-формировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель, о разных её состояниях;
-учить наблюдать простейшие связи круговорота в природе;
- познакомить с обитателями водоёмов;
-учить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
- воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу;
-воспитывать интерес у детей к живой природе.
Критерии оценки эффективности проекта :
1. Воспитание бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу;
2. Формирование представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель, о разных её состояниях;
3. Воспитание интереса у детей к живой природе
4. Обогащение словарного запаса по тематике проекта.
Этапы реализации проекта.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями
Информационно - подготовительный Погружение в проект :
1. Обсуждение темы.
2. Определение цели проекта, предстоящей деятельности.
3. Формулирование задач.
4. Прогнозирование результата.
5. Создание среды.
6. Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого участника. Введение в проблему.
1. Принятие задачи.
2. Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
3. Игровая ситуация «Можно ли прожить без воды?» 1. Актуализация проблемы в системе работы ДОУ с семьей.
2. Оказание помощи в обогащении наглядного материала по данной теме.
Основной
1. Помощь в решении задач.
2. Организация совместной деятельности (игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской, речевой и т. д.
3. Подготовка к презентации проекта.
4. Выявление положительного опыта семейного воспитания.
Совместная деятельность детей и взрослых по реализации проекта :
1. Организованная образовательная деятельность: «Вода – источник жизни», «Откуда берётся вода?», «Круговорот воды в природе». Сочинение экологической сказки «Приключения Ручейка».
2. Беседы «Что мы знаем о воде?- говорят она везде!», «Осенние изменения в природе. Состояния воды», «Откуда берётся вода?», «Почему мы должны беречь воду?», «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений)», «Путешествие капельки», «Зачем и кому нужна вода?», «Вода в жизни растений», «Где живет вода?», «Чтобы произойдет, если вода исчезнет?», «Вода – какая она?», «Почему и как надо беречь воду?», «Безопасное поведение на водоемах".
3. Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов, сказок о воде: «Дождик» Л. Квитко; «Первый снег» Я. Аким; «Град» Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х. Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал» Борис Житков; «Весна» Богдан
живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи»Д. Максимович.
1. Участие родителей в выставке детско – родительского творчества «Царство воды».
2. Организация экологического музея «Вода в природе и в жизни человека».
3. Организация бесед, чтения художественной литературы в семье.
Чалый; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи» Д. Максимович, «Поэзия дождя» К. Паустовский,
«Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвин, Э. Мошковская «Капля и море»; С. Дробицкая «Путешествие капельки»; Г. Скребицкий «Зима»; рассказ о круговороте воды в природе Н. А. Рыжовой «Как речку обидели»; Экологическая сказка «Королева вода».
3. Экспериментальная деятельность: «Вода – форма, цвет, вкус», «Снег – это тоже вода», «Как образуется лед», «Почему фасоль не выросла?», Как образуется дождь?», «Вода в различных состояниях. Свойства воды», «Вода не имеет формы», «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые - опускаются на дно», «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».
4. Продуктивная деятельность и худ. творчество:
Рисование «Осенний пейзаж «Берегите воду». Рисование пальчиками и тычками «Море».
Конструирование поделок из природного материала для игр с водой на прогулке (корабликов, лодочек).
Изготовление коллективного панно «Водоем»
Интегрированное занятие по аппликации "Дождь"
Изготовление плаката «Кому нужна вода».
5. Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие в подводное царство».
Игровой практикум «Мама – тучка».
Словесные игры: «Какой бывает вода?», «Льдинки, снежинки, сосульки».
Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если?», «Что это такое?», «Хорошо – плохо».
Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется раз», «Земля, воздух, вода», «Удочка», «Не замочи ног», «Караси и щука».
Пальчиковые игры «Звенит капель», «А я по воду пошёл».
6. Трудовое воспитание.
Работа в уголке природы «Мы – друзья природы».
Рейд «Берегиня» : В течение проекта дети вместе с воспитателями:
• проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах.
• результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.
• беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».
Изготовление атрибутов для подвижных, театрализованных игр «Умелые руки не знают скуки».
Заключительный 1. Подготовка и оформление консультаций для родителей «Эксперименты и опыты с водой в домашних условиях», «Питьевая вода и здоровье ребенка», «Поговорим о воде».
2. Презентация проекта. 1. Продуктивная деятельность: Выставка детско – родительского творчества «Царство воды».
2. Развлечение «Осеннее приключение» Знакомство родителей с результатами работы по проекту.
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы знания о свойствах и качествах воды;
- у воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково- исследовательской деятельности;
- повысился уровень экологической культуры воспитанников;
- в проектную совместную деятельность вовлечены родители.
Результаты мониторинга в рамках реализации проекта : Образовательная область
Познавательно-исследовательская и продук-тивная (конструктивная) деятельность 75% 95%
Формирование целостной картины мира 80% 95%
Коммуникация
Чтение художественной литературы 80% 95%
Художественное творчество – лепка 80% 95%
Художественное творчество – аппликация 75% 95%
Художественное творчество – рисование 75% 95%
Практическая значимость
Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку проекта в рамках интеграции образовательных областей.
Данный проект может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к индивидуальным возможностям воспитанников и условиям ДОУ. Знания, полученные детьми в ходе реализации проекта, способствуют формированию интереса к познавательно – исследовательской деятельности и бережного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Выводы
Таким образом, в ходе реализации экологического проекта «Вода – это жизнь» у детей сформировалось бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи). Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Перспективы дальнейшей работы
- обмен опытом с педагогами дошкольного учреждения
- накопление, подготовка и распространение методических материалов.