Оксана Перепёлкина
Педагогический проект на тему: «Детский сад — семья: пути взаимодействия».
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Публикация «Педагогический проект на тему: „Детский сад — семья: пути взаимодействия“,» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Многие великие педагоги занимались изучением семьи. В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании». Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует новым Федеральным Государственным Требованиям. Тема интересная, ее надо глубинно изучить и совершенствовать.
Цель проекта:
Обеспечить целостное развитие личности дошкольника при тесном взаимодействии с семьей и повышении компетентности родителей в области воспитания.
Задачи проекта:
• создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями:
при тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов;
при использовании новых нетрадиционных форм работы
• установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
• вовлечь семью в единое образовательное пространство.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: Педагог, родители и дети.
Этапы проекта:
1-й этап — подготовительный.
Социальный опрос:
Цель: выявить социальный статус родителей, их возраст и образовательный уровень. (см. прил. №1)
Анкетирование родителей
Цель: определение отношения родителей к вопросам воспитания детей, выявление уровня участия семьи и ДОУ в воспитании ребенка. (см. прил. №2)
2-й этап — практический
Практическую часть мы начали с определения принципов, форм, планирования. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Принципы взаимодействия с семьей.
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи.
Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.
Формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно применять как традиционные формы обучения – лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые нетрадиционные формы: мастер – классы, недели совместной деятельности, совместные мероприятия за пределами дошкольного учреждения.
.Считаем, что наиболее эффективными формами взаимодействия с семьей являются нетрадиционные:
«Мы вместе», неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Такие мероприятия проводятся ежемесячно. Основная цель: помочь родителям стать ближе к ребенку, узнать, чем и как можно занять детей дома. Каждый родитель может свободно посетить нашу группу и любое помещение ДОУ в удобное время и не только понаблюдать за ребенком, но и принять активное участие во всех видах педагогической деятельности. Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные способности. Неделя «Мы вместе» дает возможность родителям увидеть жизнь ребенка в детском саду, многому научиться друг у друга; создает психологический комфорт при общении детей и родителей (см. прил. № 1)
Мастер – класс.
Считаем, что данная форма наиболее значима при взаимодействии и родителей, и детей. Совместная деятельность способствует обучению практическим навыкам, проявлению взаимопомощи, реализации общих задумок, развитию творческого воображения.
Примерная тематика:
- Нетрадиционные подходы к изобразительной деятельности: изготовление цветов методом торцевания, техника декупажа и др.
- Сказочные герои своими руками (атрибуты к театрализованной деятельности)
- Спортивный инвентарь изготовляем сами
- Мы – кулинары (приготовление и оформление простых блюд и напитков)
- Мы – исследователи (опыты и эксперименты в домашних условиях)
- «Дни общения», совместные мероприятия за пределами ДОУ.
Участие родителей в таких мероприятиях вызывает у детей чувство значимости своей семьи, гордости, расширяет кругозор, познавательный интерес. А у родителей появляется дополнительная возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.
Примерное содержание:
- посещение краеведческого музея
- экскурсии по городу
- посещение спектаклей, городских праздников
- посещение выставок
- участие в детских городских конкурсах и фестивалях
Основная цель всех мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.
3-й этап — заключительный.
По окончанию проекта можно сказать, что у нас сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты: родители стали активными участниками педагогического процесса; создана атмосфера взаимоуважения и взаимопомощи; родители и педагоги стали единомышленниками в воспитании детей.
Итоговое анкетирование подтвердило, что в результате такой системы работы повысился интерес родителей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом. Так же обогатился воспитательный опыт родителей.
Приложение № 1
Социальный опрос родителей.
Цель: выявить социальный статус родителей, их возраст и образовательный уровень
1. Состав семьи:
полная, неполная, многодетная, мать – одиночка
2. Возраст родителей:
20 – 30 лет, 30 – 40 лет, 40 лет и более
3. Образовательный уровень:
мама – высшее, средне – специальное, среднее;
папа - высшее, средне – специальное, среднее
Приложение №2
Анкета для родителей
Цель:
определение отношения родителей к вопросам воспитания детей,
выявление уровня участия семьи и ДОУ в воспитании ребенка
1. Как вы считаете, кто больше всего должен уделять внимание воспитанию ребенка?
а. семья
б. детский сад
в. семья в тесном взаимодействии с детским садом
2. Можете ли Вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
а. могу и всегда так поступаю
б. могу, но не всегда так поступаю
в. не могу
3. Какой деятельностью Вы чаще всего занимаетесь с ребенком?
а. просмотр телепередач, чтение книг, компьютерные игры, посещение музеев, выставок, походы и пр. ;
б. совместные игры (спортивные, настольные, подвижные, театрализованные и др.);
в. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд и др.)
4. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?
а. используя жизненный опыт
б. на основе рекомендаций педагогов
в. читаете педагогическую литературу
5. Какие формы взаимодействия детского сада с семьей Вам наиболее приемлемы?
а. консультации узких специалистов
б. совместная практическая деятельность взрослых и детей
в. семинары-практикумы
Приложение № 3
Результаты социального опроса родителей
1 Состав семьи
полная – 66% (14 семей)
неполная – 30% (6 семей)
многодетная – 4% (1семья)
2 Возраст родителей
до 30 лет – 0% (0 человек)
от 30 до 40 лет – 81% (17 человек)
40 лет и более – 19% (4 человека)
3 Образование родителей
высшее – 58% (12 человек)
средне – специальное – 38% (8человек)
среднее – 4% (1человек)
Итоги анкетирования родителей
начало года конец года
1. Как вы считаете, кто больше всего должен уделять внимание воспитанию ребенка
начало года
а - 42%
б - 35%
в - 75%
конец года
а - 10%
б - 15%
в - 24%
2. Можете ли Вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
начало года
а - 24%
б - 28%
в - 48%
конец года
а - 45%
б - 35%
в - 20%
3. Какой деятельностью Вы чаще всего занимаетесь с ребенком?
начало года
а - 24%
б - 38%
в - 38%
конец года
а - 15%
б - 35%
в - 50%
4. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?
начало года
а - 48%
б - 28%
в - 24%
конец года
а - 15%
б - 65%
в - 20%
5. Какие формы взаимодействия детского сада с семьей Вам наиболее приемлемы?
начало года
а - 14%
б - 48%
в - 38%
конец года
а - 15%
б - 60%
в - 25%