Светлана Поезжаева
Педагогический проект «Мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА "Мир сенсорики"
УЧАСТНИКИ:
• дети 1,5- 3 лет
• воспитатели
• родители
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Публикация «Педагогический проект „Мир сенсорики“» размещена в разделах
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
развитие сенсорных способностей у детей 1,5 – 3 лет средствами дидактической игры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 1,5–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
4. Формировать сенсорные представления детей 1,5 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
ВИД ПРОЕКТА :
познавательно-игровой;
краткосрочный - 2 недели ;
групповой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети: В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Диагностический:
изучение литературы;
проведение анкетирования родителей;
проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей.
2. Организационный
Составление плана работы с детьми и родителями;
Обогащение развивающей среды;
Консультации для родителей;
Индивидуальные беседы с родителями.
3. Практический
Подбор и изготовление дидактических игр;
Подбор и изготовление наглядных пособий;
Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»;
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»;
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей;
Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию;
Проведение индивидуальной работы с детьми;
4. Обобщающий
Оформление наглядного и дидактического материала;
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию;
Создание презентации проекта по сенсорному развитию.
Итоги проекта «Мир сенсорики»
1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1,5-3 лет, создание картотеки дидактических игр.
2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
4. Дидактические игры, сделанные своими руками
5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
6. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1,5 – 3 лет.
Итоги проекта «Мир сенсорики»
1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1,5-3 лет, создание картотеки дидактических игр.
2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
4. Дидактические игры, сделанные своими руками
5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
6. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1,5 – 3 лет.
Итоги проекта «Мир сенсорики»
1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1,5-3 лет, создание картотеки дидактических игр.
2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
4. Дидактические игры, сделанные своими руками
5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
6. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1,5 – 3 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7