Колмыкова Елизавета Николаевна
Рабочая программа по математике «Мир сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета МБДОУ «Детский сад «Улыбка»
Протокол от 31.08.2017 г. №1 УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБДОУ «Детский сад «Улыбка» 01.09.2017 г. №84
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
Методическим объединением
МБДОУ «Детский сад «Улыбка»
Протокол от 30.08.2017 г. №1
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогического направления
«Мир сенсорики» (математика)
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
Публикация «Рабочая программа по математике „Мир сенсорики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Воспитатель Е. Н. Колмыкова
г. Кирсанов, 2017
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
2. Полное название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогического направления
«Мир сенсорики» (математика)
3. Сведения об исполнителях:
3.1. ФИО, должность Воспитатель Колмыкова Е. Н.
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4.2. Область применения дополнительное образование
4.3. Направленность социально-педагогического
4.4. Тип программы модифицированная
4.5. Вид программы образовательная
4.6. Возраст обучающихся по программе 4-5 лет
4.7. Продолжительность обучения 1 год
4.8 Рецензенты Радянская Светлана Вячеславовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Улыбка» (1-я квалификационная категория)
4.9 Заключение
методического объединения Протокол заседания от 30.08.17г. №
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
• интеллектуальное развитие;
• создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
Организация кружка «Мир сенсорики» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Направленность программы «Мир сенсорики» (математика) – социально-педагогическая.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по формированию математических представлений,
Актуальность В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностном подход. Программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий.
Предлагаемый кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание занятий кружка «Мир сенсорики» (математика)направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Педагогическая целесообразность программы в том, что при реализации дети получают достаточный уровень развития речи, навыков чтения, графических умений, необходимых для обучения в школе. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Цель:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания. Сформировать умение:
• развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
• развитие математических способностей и склонностей;
• качественная подготовка ребенка к школе;
• развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Образовательные:
• знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
• обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
• обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
• сформировать умение учиться.
• формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
• обучать различным приемам работы с бумагой,
• применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Личностные:
формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
• простое наблюдение,
• проведение математических игр,
• опросники,
• анкетирование
• психолого-диагностические методики.
• формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
• формировать культуру речевого общения;
• формировать положительную самооценку;
• формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
• воспитывать внимание;
• воспитывать организованность и самостоятельность;
Метапредметные
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
• занятия-конкурсы на повторение практических умений,
• занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы,
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
• результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
• активность,
• аккуратность,
• творческий подход к знаниям,
• степень самостоятельности в их решении и выполнении и т. д.
Предметные:
Проверка результатов проходит в форме:
• игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др. ,
• собеседования (индивидуальное и групповое,
• опросников,
• тестирования,
• проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для дошкольника, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Отличительные особенности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир сенсорики» (математика) предоставляет систему занимательных, мыслительных игр и упражнений, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками логического мышления, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением.
Возраст детей, участвующих в реализации программы :
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста для 4-5 лет
Формы и методы организации деятельности обучающихся ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
• От простого – к сложному.
• Доступность содержания программы.
• Систематичность и последовательность учебного материала.
• Наглядность.
• Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
• Дифференцированное обучение.
• Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
Объем и сроки реализации программы.
Программа «Мир сенсорики» (математика) рассчитана на 1 год обучения, 35 часов.
Формы обучения– очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность:
для детей 4-5 лет – 20 минут.
Используемые методы и технологии предполагают интегрированный подход в обучении. Основные применяемые технологии:
• Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные физкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности так же снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.
В соответствии с требованиями СанПина кабинет для занятий ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается.
• Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению интереса детей к знаниям. На занятиях создаётся спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.
• Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей.
• Компьютерные (новые информационные) технологии предоставляют широкие возможности применения наглядности, проведения дидактических игр, использование интерактивной установки позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.
• Технология проектного обучения применяется с целью самостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного опыта деятельности. Применение проектных технологий позволит детям глубоко вникнуть в изучаемый материал, способствует самостоятельному добыванию знаний, и, как следствие- желанию учиться.
• Технология деятельностного подхода -– это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Знать:
Нестандартные методы решения различных математических задач;
Логические приемы, применяемые при решении задач;
Историю развития математической науки.
Иметь представление:
О форме предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
О цветах (красный, зелёный, синий, жёлтый, коричневый, белый, чёрный).
Уметь:
Рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
Систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
Применять нестандартные методы при решении программных задач.
• Правильно держать ручку, карандаш, ориентироваться на странице в тетради.
Итоговое мероприятие: интегрированная образовательная деятельность по программе. «В гости к Дюймовочке», презентация результатов работы на родительском собрании с открытым показом.
Формы подведения итогов реализации программы :
В течение всего периода обучения поэтапно проводится педагогическая диагностика для определения индивидуального развития детей связанной с оценкой эффективности педагогических действий. В ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, используются как психологические тесты, так и методики, основанные на игровой диагностике по ф. э. м. п.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение
Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Формы работы с родителями :
• родительские собрания;
• открытые мероприятия;
• анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
• использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, дидактических игр, литературы;
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка "Мир сенсорики" (математика)
№ п/п Название раздела программы Общее количество часов Из них в том числе
Теоретических Практических
Тема 1 «Знакомство с цифрами»
1 0,25 0,75
Тема 2 «Геометрические фигуры»
1 0,25 0,75
Тема 3 «Счёты»
1 0,25 0,75
Тема 4 «На что похоже?»
1 0,25 0,75
Тема 5 «Волшебные превращения
геометрических фигур
(сгибание, разрезание, вырезание)»
1 0,25 0,75
Тема 6 «Кошкин дом»
1 0,25 0,75
Тема 7 «Волшебные пазлы»
1 0,25 0,75
Тема 8 «Осенний урожай»
1 0,25 0,75
Тема 9 «Что такое «порядок»?»
1 0,25 0,75
Тема 10 «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»
1 0,25 0,75
Тема 11 «Какой? Сколько?»
1 0,25 0,75
Тема 12 «По порядку рассчитайся!»
1 0,25 0,75
Тема 13 «Ориентирование на листе»
1 0,25 0,75
Тема 14 «Аппликация на листе»
1 0,25 0,75
Тема 15 «Лесенка»
1 0,25 0,75
Тема 16 «Рисование фигур по точкам»
1 0,25 0,75
Тема 17 «Левая и правая рука»
1 0,25 0,75
Тема 18 «Близко – далеко.
Ох, ориентироваться
как нелегко»
1 0,25 0,75
Тема 19 «Сутки. Часы. Минутки»
1 0,25 0,75
Тема 20 «Дни недели»
1 0,25 0,75
Тема 21«12 месяцев»
1 0,25 0,75
Тема 22 «Время года. Сезоны»
1 0,25 0,75
Тема 23 «Знакомство с часами»
1 0,25 0,75
Тема 24 «Весы. Их использование»
1 0,25 0,75
Тема 25 «Какие бывают линейки»
1 0,25 0,75
Тема 26 «Рисуем по линейке»
1 0,25 0,75
Тема 27 «Пишем цифры: 0,1,2,3»
1 0,25 0,75
Тема28 «Пишем цифры: 4,5,6»
1 0,25 0,75
Тема 29 «Пишем цифры: 7,8,9»
1 0,25 0,75
Тема 30 «Расставь числа по порядку»
1 0,25 0,75
Тема 31 «Задачи на смекалку»
1 0,25 0,75
Тема 32 «Задачи на действия
(сложение и вычитание)»
1 0,25 0,75
Тема 33 «Задачи на составление целого
из частей»
1 0,25 0,75
Тема 34 «Задачи на разделение целого
на части»
1 0,25 0,75
Тема 35 «Деньги. Их значение»
1 0,25 0,75
ИТОГО: 35 8,75 26,25
Методические условия реализации программы
Формы организации занятий Методы и приемы Дидактический материал, ТСО
Беседа, инсценировки, презентация Словесные:
рассказ;
объяснительно-иллюстративный исследовательский, объяснительно-иллюстративный наглядный;
игровой;
частично-поисковый.
Наглядные:
показ,
демонстрационного материала;
книжных иллюстраций, репродукций картин;
проведение дидактических игр.
Практические:
частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный практический;
игровой.
Ноутбук, мультимедиа, проектор, презентации по темам программы, мультфильмы, видео-отрывки, иллюстрированные книги, фотоальбомы.
Список используемых источников
для педагога:
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
2. «Формирование математических представлений», Казинцева Е. А., Померанцева И. В., Терпак Т. А.
3. Н. К. Винокурова «Развиваем способности детей» Москва «РОСМЭН»
• 365 логических игр и задач. Москва «АСТ – ПРЕСС книга» Умникам и умницам
• 365 задач для эрудитов. Москва «АСТ – ПРЕСС книга». Умникам и умницам
• 365 задач на смекалку. Москва «АСТ – ПРЕСС книга». Умникам и умницам
1.
Интернет ресурсы:
https://festival.1september.ru
https://doskolnik.info
www.detsat.ru
hhttps://doshvozrast.ru
https: //viki.rdf.ru
https://www.i-gnom.ru/knigi.html
https://luntikcity.ru/igry/43-skachat-igru-luntik-podgotovka-k-shkole.html
Приложение
Обследование готовности ребёнка к обучению в школе
• Тестирование и диагностика в начале года. Диагностика по математике детей 4-5 лет
1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т. д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчё т результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 – средний уровень
21 – 27 – высокий уровень