Анна Чулкова
Педагогический проект «Играем в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Играем в сказку»
Вид проекта : Творческий, практико-ориентированный, внутригрупповой, взросло-детский, краткосрочный.
Актуальность: Игра-драматизация ( иначе: театрализованная деятельность) – интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей, помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, внимания, памяти, воли, еще и развития многих умений и навыков: речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных.
Публикация «Педагогический проект „Играем в сказку“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии:
- дети знакомятся с окружающим миром через образы, расширяется и активизируется их словарь;
- исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно общаться - совершенствуется звуковая культура и интонационный строй, формируется грамматический строй речи;
- правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения – развивается диалогическая и монологическая речь;
- в игре развиваются навыки общения, умение управлять своими эмоциями, что способствует улучшению социального статуса ребенка и его взаимоотношений в социуме;
- благодаря сказке ребенок выражает собственное отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Кроме того, игра в сказку интересует детей довольно долгое время, если разнообразить подходы к ней: чтение текста, обыгрывание эпизодов, проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, работа над оформлением (музыкальным, живописным).
Проблема: Низкий уровень речевого и коммуникативного развития детей.
Цель проекта : Создать интерактивные ситуации, стимулирующие речевое и коммуникативное развитие детей.
Задачи:
• в области развития речи: расширять и активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, формировать грамматически правильную речь, развивать диалог и монолог;
• в области развития общения: развивать инициативность и эмоциональную вовлеченность в общении, чувствительность к воздействиям взрослого и к его оценке, развивать невер-бальные средства общения (мимику, жесты, развивать ситуативно-деловое общение с детьми;
• в познавательной сфере: развивать восприятие, память, воображение, сенсорику, мотивировать познавательную активность;
• в эмоционально-нравственной сфере: воспитывать интерес и чувствительность к художественному слову, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к героям произведений, доброжелательное отношение к сверстникам, позитивное настроение.
Гипотеза: Если в работе над сказкой с детьми третьего года жизни использовать различные приемы театрализации, то познавательный интерес детей будет продолжительное время стимулировать их мотивацию коммуникативной деятельности и обеспечит условия для развития общения и речи.
Образовательные области: а) познание, б) социализация, в) музыка, г) художественное творчество, д) коммуникация.
Целевая группа проекта : дети от 2 до 3 лет.
Партнеры проекта : родители воспитанников.
Ресурсное обеспечение проекта :
материально-техническое: ноутбук, комплекты презентаций, изображений к сказкам, фонотека с детскими и классическими музыкальными произведениями, видеофрагменты сказки, различные виды театров (ложечный, настольный, фланелеграф, маски, шапочки, элементы костюмов к персонажам; декорации к сказкам, иллюстрации к сказкам, дидактические игры по мотивам сказок и т. д.
методическое: конспекты НОД и развлечений; сказки и стихотворения для игр-драматизаций; критерии диагностики речевого и коммуникативного развития детей 2-3 лет; Интернетресурсы и методическая литература.
Сроки реализации проекта : 2 месяца.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня развития речи и коммуникативных навыков у детей;
формирование мотивации к познавательной активности, развитие эмпатии; воспитание чуткости к художественному слову;
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
повышение психолого-педагогической компетентности у родителей;
обогащение предметно-развивающей среды;
Оценка результатов проекта : Критерии и характеристика уровней речевого и коммуникативного развития детей 2-3 лет – см. приложение 1 к проекту. Самоанализ. Опрос родителей.
Оценка рисков проекта :
Риски:
1. Незаинтересованность родителей воспитанников
2. Устаревшее игровое оборудование
Их преодоление:
1. Информационно-разъяснительная работа
2. Реконструкция, модернизация игровой среды
Дальнейшее развитие проекта : алгоритм работы со сказкой может быть использован в данной группе в театрализации других сказок и литературных произведений, а также продолжен далее в младшем дошкольном возрасте.
План-график реализации проекта
Подготовительный этап
1-я и 2-я недели
Мероприятия:
1. Изучение проблемы, теоретическая подготовка к реализации проекта. Задачи: определение исходного уровня развития детей; постановка цели и задач; разработка плана проекта; анализ литературы по теме проекта.
2. Методическое обеспечение проекта, изготовление дидактических пособий, оснащение предмет-но-развивающей среды. Задачи: разработка конспектов НОД, игр, развлечений и пр., подготовка дидактического материала, создание электронных образовательных ресурсов, изготовление атрибутов, сбор реквизита для театрального уголка.
Работа с родителями:
1. Оформление информационного стенда для родителей. Консультация для родителей «Развитие общения и речи у детей 2-3 лет».
2. Работа с родителями по оснащению группы различными видами театра: пальчиковый, плоскостной, фланелеграф, би-ба-бо, ложечный и т. д.
Основной этап – работа со сказкой «Теремок»
3-я неделя
Мероприятия:
1. Рассказывание сказки воспитателем с показом презентации 1. Задачи: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку; воспитывать любовь к русским народным сказкам.
2. Беседа по содержанию сказки с использованием иллюстраций. Задачи: учить детей грамматически правильно строить ответы на вопросы; обогащать активный словарь прилагательными и глаголами; уточнить последовательность персонажей.
3. Дид. игра «Кто как кричит?». Задачи: совершенствовать звуковую культуру речи; упражнять в звукоподражании; развивать слуховое восприятие.
4. Пальчиковая гимнастика «Строим теремок». Задачи: развивать мелкую моторику рук; воспитывать положительные эмоции, эмпатию.
Работа с родителями:
1. Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.
2. Анкетирование родителей: «Сказка в жизни вашего ребёнка».
3. Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка».
4-я неделя
Мероприятия:
1. Имитация движений животных под музыку. Задачи: развивать умение выполнять характерные движения в соответствии с персонажем; учить различать музыку по характеру; развивать воображение, слух.
2. Дид. игра «Загадки о животных». Задачи: закреплять характерные признаки животных; активизировать словарь.
3. Прослушивание аудио-спектакля «Теремок» в сопровождении презентации 2. Задачи: учить детей слушать сказку, следить за развитием действия; познакомить с правилами поведения «зрителя» в театре.
4. Дид. игра «Кто поселился в теремке?». Задачи: закреплять последовательность персонажей в сказке; развивать диалог, память.
5. Выкладывание последовательности появления героев сказки на фланелеграфе и на столах в парах. Задачи: поощрять участие в рассказывании, развивать диалог; учить сотрудничеству, выполнять задание в парах; воспитывать дружелюбие.
Работа с родителями:
1. Работа с родителями по созданию фонотеки с аудио-спектаклями сказок и музыкальных произведений для детей.
2. Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).
3. Консультация для родителей «Отвечаем на детские вопросы».
5-я неделя
Мероприятия:
1. Игра-имитация действий и основных эмоций персонажей. Задачи: формировать интерес к театрализованным играм; развивать двигательную пластику и эмоциональную выразительность.
2. Раскладывание эпизодов-пазлов по сюжету сказки в парах. Задачи: развивать память, мышление, внимание; учить договариваться, развивать диалог.
3. Чтение стихотворений и потешек с диалогами про животных. Задачи: обращать внимание на образные слова в стихотворениях; развивать связную речь и интонационную выразительность.
4. Озвучивание картинок с животными, имитация движения животных под соответствующую музыку. Задачи: учить выделять характерные признаки персонажей; понимать характер музыки;
двигаться в соответствии с исполняемым образом.
Работа с родителями:
1. Фото-коллаж игр детей.
2. Консультация для родителей: «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой».
3. Выставка детских рисунков по мотивам любимых сказок.
4. Памятка для родителей «Как разговаривать с двухлетним ребенком?»
6-я неделя
Мероприятия:
1. Раскладывание персонажей по порядку в парах. Задачи: закреплять последовательность содержания сказки, формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец); развивать коммуникативные навыки, доброжелательность.
2. Ролевой диалог по отдельным эпизодам сказки с использованием ложечного театра. Задачи: стимулировать интерес к театрализованным играм, побуждать осваивать позицию «артист»;
развивать связную речь и интонационную выразительность.
3. Показ настольного театра «Теремок». Задачи: развивать игровые умения, связанные с освоением позиции «зритель» : быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, по-хлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»; стимулировать желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев.
4. Игра-импровизация с настольным театром. Задачи: учить правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя; развивать связную речь и интонационную выразительность.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей: «Домашний кукольный театр своими руками».
2. Привлекать родителей к обновлению декораций для театра.
3. Инструкция-самоделка для родителей «Пальчиковый театр из бумаги».
7-я неделя
Мероприятия:
1. Инсценировка фрагментов сказки. Задачи: развивать умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять роли по очереди; учить рассказывать о своих первых впечатлениях по окончании спектакля.
2. Изготовление приглашений на спектакль. Задачи: знакомить с искусством театра и правилами поведения в нем; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты); учить украшать «приглашение» на спектакль в форме теремка разноцветными пластилиновыми шариками.
3. Игра-драматизация «Теремок». Задачи: развивать у детей становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимику, жесты, движения, силу голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний.
Работа с родителями:
1. Фото-коллаж игр детей.
2. Выставка работ детей - приглашений на спектакль для родителей.
3. Привлекать родителей к видеосъемке театрализованной игры.
Заключительный этап
8-я неделя
Мероприятия:
1. Повторная диагностика коммуникативного и речевого развития детей. Задачи: сравнение критериев развития навыков; анализ результатов исследования.
2. Систематизация материалов. Задачи: осмысление проделанной работы, составление самоотчета.
3. Демонстрация презентации пед. проекта на родительском собрании, педсовете. Задачи: обсуждение и распространение опыта педагогического проектирования с детьми раннего возраста
Работа с родителями:
1. Познакомить родителей с динамикой коммуникативных и речевых умений детей.
2. Выставка изготовленного реквизита к сказкам.
Литература
1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.-128с.
2. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Раз-работки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса, 2004.
3. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика, 2002. - № 6. - С. 8-10.