Ольга Березовская
Педагогический проект «Гимнастика мозга. Игра и развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: проект «Гимнастика мозга. Игра и развитие» рассчитан на детей в возрасте от 4 до 7 лет. Имеет педагогическую ценность, и мы надеемся, будет интересен коллегам и применен ими в практической деятельности. Предполагается реализация целей и задач проектной деятельности в совместной игровой деятельности и непосредственно образовательной. Кроме того, ценность состоит в совместной деятельности воспитанников с педагогами и родителями в процессе реализации проекта.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Публикация «Педагогический проект „Гимнастика мозга, Игра и развитие“» размещена в разделах
Реализуя образовательную программу МБДОУ №36 в образовательной области «Физическая культура» на протяжении нескольких лет, я, как инструктор по физкультуре, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Это проявляется в плохой координации движений в марше, беге, подскоках, прыжках, в частом путанее правой левой ноги, руки, прежде чем выполнить движение ногами, ребенок смотрит на них и сопровождает взглядом движение, отмечается общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Меня заинтересовали причины происходящего, возможности исправления этих причин, и я погрузилась в проблему.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. И причины корнями уходят глубоко в детство: практически вся детская обувь на липучках, нет шнуровок, дети руками уже не стирают, крупу не перебирают, пуговицы не пришивают, в уличные детские игры массово не играют.
В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации). В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка : если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – способствовать развитию познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста средствами применения эффективных упражнений и приемов, улучшающих межполушарное взаимодействие.
Основными задачами проекта являются :
• развитие координации работы правого и левого полушарий и развитие взаимодействие тела и интеллекта;
• способствовать развитию координации движений и психофизических функций;
• улучшение моторики, как мелкой, так и крупной;
• повышение продуктивной работоспособности детей.
ВИД ПРОЕКТА
• развивающий, практико-ориентированный, коммуникативный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : инструктор по физической культуре Березовская О. Ф., воспитатели,дети средней группы №10 и их родители (законные представители).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
Проект реализуется с 1 сентября по 31 декабря 2020 года
ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовительный:
-Изучение литературы по проблеме межполушарного взаимодействия для развития ребенка, подбор игр и упражнений в соответствии с возрастом детей
-Практическая отработка приемов и упражнений, пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами, изготовление пособий.
-Наблюдение за детьми в естественных условиях пребывания, т. е. в группе, на занятиях, в свободной деятельности, игре.
- Оповещение родителей о реализации проекта
Основной :
- Составление картотеки «Гимнастика мозга»
- Ознакомление детей с упражнениями и использование упражнений и приемов в воспитательной и образовательной деятельности.
-Привлечение родителей к выполнению упражнений в домашних условиях.
Заключительный:- Анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа, составление рекомендаций для родителей и педагогов для применения в различной деятельности приемов по формированию межполушарного взаимодействия у детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
улучшение у детей показателей ловкости, координации;
развитие двигательных навыков у участников проекта;
формирование навыка самостоятельно организовать и применять в повседневной жизни новые упражнения;
заинтересованность родителей в совместной двигательной деятельности с детьми с использованием игр и упражнений.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия для развития межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.
Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.
В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее.
По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия - это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.