Марина Разбаум
Педагогический проект «Бисероплетение как средство развития изобразительно-выразительных и технических умений детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие изобразительно-выразительных и технических умений детей 4-5 лет посредством работы с бисером.
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время утрачивают свою значимость подарки, сделанные своими руками. Многие дети не умеют их делать или предпочитают купить готовое изделие. Воспитательное значение этого проекта в том, что искусство бисероплетения развивает внимание, терпение, трудолюбие, а также эстетический вкус.
Публикация «Педагогический проект „Бисероплетение как средство развития изобразительно-выразительных и технических умений детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Дата начала работы над темой: 01.07.2020г.
Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2021г.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бисером.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО, изучения опыта работы педагогов других детских садов.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу (план).
4. Оформить в группе центр активности (или мини-центр).
5. Подготовить выступление-отчет на педагогическом совете или другом методическом мероприятии о результатах проделанной работы по данной теме.
6. Изготовить памятку о технике безопасности при работе с бисером.
7. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по выбранной теме.
Изучение методической литературы по теме самообразования
1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.
2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.
3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.
4. О. В. Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.
5. М. Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.
6. И. Н. Котова, А. С. Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт
7. Петербург 1999.
8. М. В. Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.
9. Т. Ткаченко, К. Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.
10. Т. Ткаченко, К. Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.
11. Е. Г. Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999.
12. Е. Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.
13. Н. Л. Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.
14. Л. В. Грушина. Плетенки из бисера – Дмитров, «Карапуз» 2009.
15. А. А. Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999.
16. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Подьяковой, В. Н. Аванесовой – М., «Просвещение» 1981.
17. «Бисер. Уроки, приемы и схемы» - Н. Л. Ликсо.
18. «Бисер. Игрушечки». – Берлина Н. А., Mari – Claude Burel «Petits animauxs en perles» (30 моделей из бисера).
19. Дошкольное педагогика №8 2008г.
20. Домоводство для девочек – «Все о бисере» - М. С. Зимина.
21. «Игрушечки из бисера»- Изд. «Культура и традиции». - Москва.
22. Изабель Кассал-Селье «Объёмные фигурки из бисера» /издательская группа «Контэнт»,2009.
23. Книги и журналы для детей» PuzKarapuz.org .
24. «Книга для девочек – «Украшения из бисера и бусин»- Е. П. Истратова.
25. «Объемные фигурки из бисера» - Изабель Касап – Селье.
26. «Ручная работа» № 24 – 2006.
27. Фигурки и игрушки из бисера Гёр С. ,Кох С. ,Рёр Г. ,Рёр Г. ,Соболева О. ,Серке А. Астрель,Академия развития,АСТ Подарок своими руками
Формы работы с детьми, родителями в 2020-2021 учебном году
Месяц
Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Беседа о технике безопасности в работе с бисером Анкетирование родителей.
Октябрь Изготовление игольниц
Ноябрь Рассматривание схем бус, браслетов, «фенечек» и др. поделок.
Декабрь Показ приемов нанизывания бисера, бусин на проволоку по схеме.
Оснащение необходимыми материалами: бисер, бусины, медная проволока, леска, пластилин. Участие в изготовлении поделок на выставку.
Январь Показ приемов плетения из бисера.
Февраль Плетение украшений из бисера и бусин для кукол, для себя, в подарок.
Март Изготовление поделок из бисера.
Помощь в подготовке и организации выставок поделок, их посещение.
Апрель Изготовление и вручение подарков мамам, папам, сотрудникам детского сада.
Май Оформление выставок детских работ.
Итог работы педагога по индивидуальной программе профессионального роста и развития
Какие методики и программы лежат в основе изучаемой темы самообразования
Создать условия для активизации интереса к разнообразной изобразительной деятельности.
2. Создать условия для формирования умений и навыков изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности: развития изобразительно-выразительных и технических умений, освоения изобразительных техник.
3. Поощрять желание и развивать умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
4. Способствовать развитию сенсорных, эмоционально-эстетических, творческих и познавательных способностей.
5. Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.
Практические навыки
Создание условий для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирования элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Формы работы педагога :
С детьми во время НОД
Создать условия для знакомства детей с различными видами бисера, украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Способствовать установлению таких взаимоотношений, которые позволят создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
Взаимодействия НОД (лепка, аппликация).
При взаимодействии с родителями
При помощи родителей были приобретены необходимые материалы: бисер, бусины, медная проволока, леска, пластилин. Участие в изготовлении поделок.
Результат деятельности
По итогам освоения программы дети освоили некоторые приемы Бисероплетение (скатывать «бисер», «работать проволокой» и «сочетать цвета бисера»; приёма насаживания бисера на проволоку)
Перспектива работы педагога по теме самообразования
Перспектива моей работы актуальна, так как работа идет с различными материалами (бусины, бисер, пластилин и т. д.) успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. Занятие бисером доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. О пользе этого увлекательного процесса и говорить не приходится. Ведь подобные занятия успокаивают, развивают воображение, способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.
Детские работы из бисера
Памятка о правилах безопасности при работе с бисером
Выступление-отчет на педагогическом совете о результатах проделанной работы
Чтобы идти в ногу со временем, нам необходимо внедрять в свои занятия инновационные «подарки» современности. Новизна опыта в идее по-другому выстраивать учебный процесс, индивидуально подходя к
каждому обучающему через нетрадиционные занятия, развивающие и усиливающие мотивацию воспитанников. Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик.
Работа кружка «Умелые ручки» в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей воспитанников, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ.
Особенности организации процесса занятий в объединениях позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи:
• Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности;
• Развивать художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей;
• Формировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;
• Учить анализу произведений искусства.
Я тщательно продумывает каждое занятие: с чего начать занятия? Какие упражнения дать обучающимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для создания эскиза? Чаще всего воспитанники стремятся сразу начать работать с материалом. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) влечет к случайным, маловыразительным картинкам, которые они спешат воплотить в жизнь
Есть несколько моментов, которые я. учитываю в работе с детьми.
Во-первых, я считает, что обучающиеся в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять одни и те же упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема подбирается 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.
Во-вторых, при подготовке к занятию учитывается такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей обучаемые стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому подбирается изделие и величина материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех обучаемых оно было бы готово.
В-третьих, учитывается то, что для обучаемых игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, используемые в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание воспитанниками технологических приемов происходит быстрее.
В-четвертых, учитываются психологические особенности обучаемых и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, я подбираю более сложные изделия.
Необходима охрана зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу с бисером.
Основными задачами кружка «Умелые ручки», являются:
- развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса и эмоционально – чувственного отношения к природе и предметам;
- воспитание детей интереса и любви к декоративно – прикладной работе;
- развитие художественно – творческих способностей детей;
- формирование трудовых умений и навыков.
В целом занятия по программе призваны способствовать решению комплекса задач по эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества.
Поэтому структура занятия строится следующим образом:
1. Организационная часть (примерно 2-3 минуты).
• Объявление темы;
• Организация рабочего места.
1. Теоретическая часть (в зависимости от возраста и темы 5 минут).
• Беседа или рассказ по теме;
• Анализ изделия (в зависимости от сложности 3-5 минут);
• Показ приемов работы, используемых для изготовления изделия (3-5 минут, при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени).
1. Физкультминутка.
2. Практическая часть (13-23 минут).
3. Работа по графическим схемам, изображенным на доске или розданным на столы (5-7 минут).
4. Физкультминутка или гимнастика для глаз.
5. Практическая часть. Продолжение (10-15 минут).
6. Заключительная часть(2-3 минуты).
Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше (2-3 минуты)
Оценивание работы: ребенку сначала показываются положительные стороны его деятельности, а затем уже указывается на недочеты, подсказываются способы их устранения.
Уборка рабочих мест (1-2 минуты). Беседа не планируется на каждом занятии, наибольшая ее продолжительность бывает на вводном занятии, при знакомстве с темой или конкретным изделием.
В процессе работы у детей развиваются :
- чувства цвета, ритма;
- тренируются пальцы рук, глазомер;
- воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и
эстетическое восприятие мира;
- формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками.
Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к знаниям это выставки детских работ. Совместно с детьми я отбираю лучшие работы, при этом опираюсь на мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т. е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению
работы.
Сотрудничество с родителями осуществляется мной в следующих формах:
- Дни открытых дверей ;
- Анкетирования (родителей, детей);
- Собрания;
- Беседы, встречи (индивидуальные, коллективные);
- Дни творчества детей и их родителей «Семейная гостиная»;
- Семейные выставки.
Таким образом, занятия по изготовлению работ из бисера позволяют воспитанникам сформулировать собственный взгляд на творчество, проявить индивидуальные особенности в изготовлении работ. Декоративно-прикладное творчество один из способов развития личности ребенка, который и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.