Галина Денисова
Педагогический проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Денисова Г. И. -воспитатель.
Участники проекта : Дети 2 младшей группы и родители.
Дата реализации проекта : (адаптационный период).
Длительность проекта : Средней продолжительности.
Цель исследования: психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Публикация «Педагогический проект „Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Задачи:
1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду.
2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу.
3. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада.
4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.
5. Выявление психолого-педагогические условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
6. Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Проблемная ситуация: Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и детьми может стать для ребенка серьезной психической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травм. Для этого необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и детьми.
Методы роботы с родителями:
- анкетирование;
- беседа.
Этапы работы над проектом.
1. Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
2. Анализ направлений совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.
Создание предметно – развивающей среды.
1. Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр.
2. Материалы для художественного творчества.
Ожидаемый результат:
1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
4. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
1. Характеристика понятия "адаптация"
и факторы, влияющие на неё.
С поступлением ребенка трехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.
2. Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям.
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз.
Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки, игры (Приложение № 1). Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.
Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.
Заключение.
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.
Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Результаты проведения исследований позволили сделать вывод, что психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.
С родителями проведена работа в форме анкетирования (приложение №2) и в конце проекта была реализована фото выставка на тему «Давай познакомимся!»
Приложение №1
Игры.
Игра «Колючий ежик»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Ход игры:
Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:
«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»
Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.
Игра «Легкое перышко»
Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.
Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.
Ход игры:
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке — цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.
Упражнение «Дышим животиком»
Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе.
Ф. И. О. (родителя)___Ф. И. (родителя)___
Дата рождения (ребенка)___
1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними___
___
2. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?___
3. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?
___
4. Основные виды игр и занятий дома?___
___
5. Какие игрушки любит, кто их убирает?___
___
6. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть) :
- с детьми своего возраста да нет
- с детьми старшего возраста да нет
- с незнакомыми взрослыми да нет
- с родными да нет
7. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните) :
- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным
8. Что умеет делать ребенок самостоятельно?___
___
9. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть) : подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)___
10. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть) : хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
11. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть) : быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо!
Ж-л № 4. Ребенок в детском саду. -2001.
[url]Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3[/url]Макаренко Ю. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание. 1984, № 9.