Получи документы

Педагогический проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ»

Галина Денисова
Педагогический проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор проекта : Денисова Г. И. -воспитатель.

Участники проекта : Дети 2 младшей группы и родители.

Дата реализации проекта : (адаптационный период).

Длительность проекта : Средней продолжительности.

Цель исследования: психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Публикация «Педагогический проект „Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ“» размещена в разделах

Актуальность: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Задачи:

1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду.

2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу.

3. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада.

4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.

5. Выявление психолого-педагогические условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

6. Создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Проблемная ситуация: Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и детьми может стать для ребенка серьезной психической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травм. Для этого необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и детьми.

Методы роботы с родителями:

- анкетирование;

- беседа.

Этапы работы над проектом.

1. Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Анализ направлений совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Создание предметно – развивающей среды.

1. Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр.

2. Материалы для художественного творчества.

Ожидаемый результат:

1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

4. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

1. Характеристика понятия "адаптация"

и факторы, влияющие на неё.

С поступлением ребенка трехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

2. Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз.

Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки, игры (Приложение № 1). Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Заключение.

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Результаты проведения исследований позволили сделать вывод, что психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

С родителями проведена работа в форме анкетирования (приложение №2) и в конце проекта была реализована фото выставка на тему «Давай познакомимся!»

Приложение №1

Игры.

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки»

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

Игра «Легкое перышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

Ход игры:

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке — цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.

Упражнение «Дышим животиком»

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе.

Ф. И. О. (родителя)___Ф. И. (родителя)___

Дата рождения (ребенка)___

1. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними___

___

2. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?___

3. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?

___

4. Основные виды игр и занятий дома?___

___

5. Какие игрушки любит, кто их убирает?___

___

6. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть) :

- с детьми своего возраста да нет

- с детьми старшего возраста да нет

- с незнакомыми взрослыми да нет

- с родными да нет

7. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните) :

- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

8. Что умеет делать ребенок самостоятельно?___

___

9. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть) : подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)___

10. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть) : хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

11. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть) : быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

Спасибо!

Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. - М. : Линка-Пресс, 2001

Ж-л № 4. Ребенок в детском саду. -2001.

[url]Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3[/url]Макаренко Ю. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание. 1984, № 9.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект «В детский сад с улыбкой» Авторы проекта: Воспитатель Сироед Марина Анатольевна Продолжительность проекта: 1 месяц (ноябрь) – кратковременный Тип проекта: творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ»
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 17:19
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Денисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД