Екатерина Цветкова
Педагогический познавательный проект «С песком поиграем — много узнаем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта: «С песком поиграем – много узнаем!»
Авторы: Володина Ольга Анатольевна, Цветкова Екатерина Владимировна
Тип проекта: Среднесрочный, познавательно-исследовательский, групповой, детско - взрослый.
Участники проекта: воспитанники младшей группы «Полянка» (3 - 4 года, воспитатели группы, родители воспитанников
Сроки реализации: май 2018г. – июль 2018г.
Проблема: 1. Почему все любят играть с песком?
2. Из какого песка лучше лепить поделки?
3. Большие и маленькие фантазёры.
Актуальность
Публикация «Педагогический познавательный проект „С песком поиграем — много узнаем!“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Самая лучшая игрушка для ребёнка - это куча песка.
Дети дошкольного возраста по своей природе — пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования с песком направлена:
• на создание таких условий, в которых знакомые предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях;
• на развитие игровой деятельности, способствующей развитию личности ребёнка младшего дошкольного возраста.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами неосознанно начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в тоже время, учится работать и добиваться цели.
Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Кроме этого, песок развивает творческие способности ребёнка: конструктивные, изобразительные.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Организуя экспериментальную деятельность с песком, педагоги решают задачу удовлетворения потребностей дошкольников в познании, стремления детей к открытиям, развитие их любознательности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Также, работа проводится с учётом соответствующих возрасту видам деятельности, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию младших дошкольников.
Исходя из вышесказанного, мы решили создать условия к проведению проектной деятельности и реализовать её с нашими воспитанниками при активном участии их родителей.
Цель Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и элементарному экспериментированию.
Задачи
• познакомить детей со свойствами песка (цвет, запах);
• дать расширенные представления о свойствах песка (сухой – рассыпается; влажный – лепится);
• развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность у детей;
• расширять словарь детей (песочница, сухой, влажный, пересыпается, форма, постройки и пр.) ;
• развивать воображение, внимание, память, координацию движений;
• активизировать творческий потенциал родителей, привлекать их к активному сотрудничеству с ДОУ.
Принципы реализации проекта
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Этапы реализации проекта
Подготовительный
1. Изучение и подбор методических материалов, материалов сети интернет по теме проекта;
2. Выявление проблемы, цели, задач проекта;
3. Создание развивающей среды для предстоящей работы;
4. Написание конспектов НОД и сценариев тематических досугов;
5. Мотивация детей и их родителей на совместную работу, создание положительного эмоционального фона;
Основной (практический):
1. Игровая деятельность.
2. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.
3. Коммуникативная деятельность.
4. Восприятие художественной литературы.
5. Художественно-эстетическая деятельность.
6. Двигательная деятельность.
7. Работа с родителями
Заключительный (презентационный)
1. Проведение конкурса построек из песка «Папа, мама, я – фантазёры хоть куда!»
2. Организация фотовыставки совместных песчаных работ по итогам конкурса.
3. Обобщение и анализ результатов работы.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации Проект реализуется: в ходе совместной деятельности детей и воспитателей, детей и их родителей, воспитателей и родителей воспитанников.
Формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, элементарное экспериментирование (опыты); наблюдения, дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, подвижные игры.
Методы и приёмы реализации проекта:
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
• нетрадиционные
Риски проекта • Низкая активность детей;
• Пассивность родителей к участию в проекте;
Предупреждение рисков: • организация мероприятий на базе ДОУ;
• насыщение и тематическое оформление РППС для активной мотивации воспитанников;
• высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
• оформление информационных уголков с целью мотивации родителей к участию в проекте;
• оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (социальные сети, электронная почта и т. д.);
• добровольность участия в проектной деятельности;
Продукт проектной деятельности: В результате проектной деятельности разработаны следующие методические продукты:
• картотека опытов «Песок и его свойства»;
• конкурс построек из песка «Папа, мама, я – фантазёры хоть куда!»;
• фотовыставка по итогам конкурса;
Ожидаемые результаты
Для педагогов:
• методические материалы по теме проекта;
• конспекты занятий, картотеки опытов, сценарии тематических досугов, организация конкурса песчаных построек;
• фотоматериалы по итогам проектной деятельности для распространения педагогического опыта;
Для воспитанников:
• формирование познавательно – речевой активности;
• формирование практических знаний, умений, навыков о свойствах песка;
• появление исследовательских умений, соответствующих возрасту;
• приобретение ценного опыта деятельности с песком;
• получение удовольствия от выполненной работы в коллективе;
• эмоциональный отклик на совместное времяпрепровождение с родителями.
Для родителей:
• интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду;
• участие в конкурсе совместных построек из песка;
• установление эмоциональных взаимоотношений между родителями и детьми;
Содержание работы по этапам проекта
1 этап
1. Оформление материалов по теме проекта в родительском уголке.
2. Анкетирование родителей: «Любимые игры вашего ребёнка».
3. Насыщение игровых выносных пособий атрибутами для игр с песком и водой.
4. Написание конспектов:
НОД: «День рождения Мишутки», «Тропинки для Колобка», «Нарисуй, что хочешь»;
Досуги: «Поиграем с песком», «Испечём мы каравай»;
Конкурс: «Папа, мама, я – фантазёры хоть куда!»
5. Экскурсии в городской парк и на пляж
6. Ежедневное проведение на прогулках игр с песком
2 этап
1. Беседы: «Что мы может сделать из песка?»; «Чем поможет нам водичка?»
2. Пальчиковые игры: «Течёт песок сквозь пальчики»; «Делаем дорожки, оставляем следы»; «Песчаный дождик».
3. Чтение художественной литературы по теме проекта.
4. Рассматривание иллюстраций (дети играют в песочнице, песчаные постройки, атрибуты для игр с песком).
5. Дидактические игры: «Лепится – не лепится»; «Куда исчезла вода?»
6. Проведение НОД (элементарное экспериментирование): «День рождения Мишутки», «Тропинки для Колобка», «Нарисуй, что хочешь»;
7. Проведение познавательных досугов: «Поиграем с песком», «Испечём мы каравай».
3 этап
1. Конкурс на лучшую постройку из песка «Папа, мама, я – фантазёры хоть куда!».
2. Фотовыставка по итогам конкурса.