марина петрухина
Развитие познавательных интересов детей через экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных интересов детей через экспериментальную деятельность
Слад № 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте представить опыт работы на тему:
Слайд № 2.
Тема: «Развитие познавательных интересов детей в процессе экологического воспитания»
Слайд № 3.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая их на основе собственного суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).
Публикация «Развитие познавательных интересов детей через экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Проведенный анализ знаний детей в разделе познавательно-исследовательской деятельности показал, что у 25% детей не
сформированы элементарные экологические знания, умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата.
Долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения, как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивали готовые знания и воспроизводили уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщал готовую информацию и готовый образец действия. Стремясь сделать благое дело – научить, мы фактически сами препятствовали развитию детской любознательности.
Исходя из сказанного, я пришла к тому, чтобы так организовать обучение, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы, т. е. проявлял собственную исследовательскую активность.
Слайд № 4.
Для решения обозначенной выше проблеме в работе с детьми я определила следующую цель: «Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности». И соответственно определила задачи:
• Организовать предметно-развивающую среду в группе.
• Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребёнка-дошкольника.
• Развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
Слайд № 5.
В группе создана предметно-развивающая среда, прежде всего это природный уголок, где у детей есть возможность ухаживать за комнатными растениями, отмечать погоду в календаре.
Слайд № 6.
Создание условий для экспериментальной и исследовательской деятельности детей имеет особое значение. В группе собрана мини-лаборатория, в которой представлены различные предметы для проведения элементарной экспериментальной деятельности, например: затемненные стёкла – для наблюдений за солнцем, бумага и ткань, почва, песок, образцы полезных ископаемых: мел, известняк, мрамор, железо…
Слайд № 7.
Детям очень нравится быть «учеными» и «исследователями». Так, например, знакомясь со свойствами песка, вместе с детьми пришли к выводу: сухой песок рассыпается, а из мокрого можно слепить куличики, сделать разнообразные оттиски.
Слайд № 8.
Знакомя детей со свойствами воздуха, предлагала им надувать воздушные шары и дети замечали, что шарик увеличивается в размерах. Спрашивали, что может в шарике оказаться? И вместе, обговаривая, высказывая разные мнения, пришли к выводу, что воздух невидим, но при надувании, шарик приобретает объем.
Очень занимательно для детей было исследование, есть ли воздух в воде. Оборудование самое простое, что всегда есть под рукой: стаканчики с водой, трубочки.
Слайд № 9.
Большой интерес вызывает у детей литература энциклопедического характера, которая привлекает детей, прежде всего не только красочными иллюстрациями, но и широким познавательным материалом : «Все обо всем», «Почемучки», «Все о животных и растениях», «Занимательные истории», «Вопросы и ответы»…
Слайд № 10.
Полученные знания находят отражение в продуктивных видах деятельности : рисовании, аппликации;
Слайд № 11.
- изготовлении поделок из природного материала.
Слайд № 12.
Регулярно оформляются выставки совместных поделок детей и родителей.
Таким образом, в ходе экспериментальной деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать её, тесно общаясь со сверстниками, дети более раскрываются, у них развиваются познавательные интересы ко всему окружающему и проявляют собственную исследовательскую активность.
Слайд № 13.
Спасибо за внимание!