Надежда Дашиева
Педагогический опыт нравственно-патриотического воспитания «Малая Родина — твое начало»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление:
- Введение (Актуальность).
-История нашего посёлка
- Мастер- класс: «Куклы- обереги (своими руками)
Актуальность:
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Публикация «Педагогический опыт нравственно-патриотического воспитания „Малая Родина — твое начало“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому, нам педагогам необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, где дети научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Нравственно патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», работу с детьми с учётом возраста, лучше проводить в форме:
1. Путешествие в мини- музей: «Предметы старины»
2. Участие в праздниках – посиделках: «Знакомство с народной культурой, традициями, народными играми»
3. Рассматривание альбомов, иллюстраций: «История нашего края»
4. Знакомсто с жителями нашего посё лка: «Интересные истории замечательных людей»
5. Чтение сказок, сказаний, стихов о родном крае.
6. Создание с детьми народных игрушек, атрибутов для народных игр.
-Показ презентации «История Култука»
-Мастер- класс: «Куклы- обереги (своими руками)
Таких кукол делали в разных местах России, а также и в нашем посё лке собирались на посиделки: бабушки, нянюшки. Представьте, в один из зимних вечеров в дом приходило несколько семей, приносили собой угощения, старый дед Иннокентий брал свою гармонь, бабушка Варвара балалайку. Матушка заранее ставила несколько самоваров, пекла пирогов.
-Доченька: Матушка, что нынче делать то будем. Смотрю исправно готовишься, орехов ведра два занесла.
-Матушка: Будем орехи щелкать нужно кедрового молочка на выжимать, на базар поеду в Иркутск, там нынче быстро разберут молочко. Наше молочко славится любую хворь вылечит, да для красоты полезно, городские же они все беленькие, дохленькие.
-Доченька: Матушка, а ты кого созвала?
- Матушка: Сёстры придут, золовки, да бабушка Клава.
-Доченька: У бабушки Клавы зубов нет.
-Матушка: Бабушка Клава для наших ребятишек куклы накрутит, не заметишь праздники скоро. Знаешь доченька, бабушкины куклы особенные, она всю свою душу в каждую куклу влаживает, доброту, любовь.
Есть разные образы: замужней женщины, матери-кормилицы. В этих образах большая грудь - способность прокормить всех. Лицо традиционной тряпичной куклы безлико, чтобы оно оставалось недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Кукла должна была приносить ему благополучие, здоровье, радость.
Изготавливались куклы из ненужных лоскутков, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то она будет оберегать этого человека еще сильнее. А если делать куклу в подарок, тогда лучше использовать кусочки новых тканей. В её наряде всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета. Как правило, самыми «охранными» были куклы, выполненные без иглы и ножниц, чтобы жизнь ребенка не была «резаная и колотая». Ткань для изготовления куклы, разрывалась, звук разрывающейся ткани отпугивал злого духа, создавая вокруг чистую среду. Отсюда и название куклы – рванка.
Берегини делаются только с хорошими намерениями и в отличном расположении духа. При их изготовлении надо думать о том, что ты хочешь пожелать человеку, которому предназначена кукла (ведь мысль материальна.).
Их можно дарить на новоселье, Новый год, день рождения, даже свадьбу (оберег на семейную жизнь).
Берегини вешаются напротив входа в дом чуть выше уровня головы человека, так она охраняет дом от всякого зла, сеет добро и уют.
Воспитателям предлагается сделать кукол по схеме. В это время проигрывается народная мелодия.
В заключении предлагается всем стать в круг и подарить куклу по желанию друг другу.