Нина Жидкова
Педагогические условия раннего обучения детей граммоте
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения детей чтению и письму не теряет совей актуальности, специалисты продолжают искать ответы на вопросы, кто, когда и как должен это делать, является ли обучение грамоте задачей дошкольного образования?
Учителя-начальной школы к раннему обучению детей чтению и письму относятся без энтузиазма: «Не все дети посещают детские сады. Подготовка к обучению в школе разная, а программа для всех одна. Трудно работать в классе, где дети имеют разный уровень развития навыков чтения и письма. Многих детей приходится переучивать. Раннее обучение чтению и письму занимает много времени, дошкольник не успевает играть и гулять, поэтому, придя в первый класс, наверстывает упущенное – с увлечением играет. У имеющих читать и писать первоклассников формируется завышенная самооценка, ложное чувство успеха и превосходства над другими детьми».
Публикация «Педагогические условия раннего обучения детей граммоте» размещена в разделах
Родители убеждены в обратном: «Хорош тот детский сад, где научили читать и писать. Если ребенок усеет читать и писать, ему будет легче адаптироваться к школьной жизни». Умение читать и писать нередко ошибочно рассматривается как важнейший показатель готовности ребенка к школьному обучению.
Умение читать позволяет детям самостоятельно читать книги, анализировать их содержание, приобретать жизненный опыт. Умение писать дает возможность переписываться, выполнять программу школьного обучения.
Чтобы выяснить, как используются навыки чтения и письма дошкольниками, мы провели небольшое исследование. Детям старшего дошкольного возраста было предложено ответить на два вопроса, которые позволяли выяснить их отношение к самостоятельному чтению, прочитать и пересказать текст, написать письмо другу. В исследовании приняли 35 старших дошкольников.
На вопрос: «Что ты больше любишь, чтобы тебе читали или читать самому» 34 ребенка ответили «чтобы мне читали и лишь 1 ребенок –«читать самому». На вопрос: «Что ты выберешь: играть, рассматривать книгу, читать книгу самому?» 30 опрашиваемых детей ответили «играть», 5 – «рассматривать книгу», и никто из детей не выбрал самостоятельное чтение книги.
Дошкольники с разным успехом прочитали предложенный рассказ, но лишь 3 ребенка смогли пересказать прочитанное, 9 детей попытались это сделать, ограничившись одним-двумя словами, а 23 вообще не смогли сказать, о чем прочитали.
На предложение написать письмо 32 ребенка ответили отказом, а 3 ребенка написали свои фамилию и имя.
Возникает вопрос: если дошкольники не могут и не хотят использовать приобретенные навыки, зачем их учить читать и писать? При каких условиях возможно и оправданно ранее обучение ребенка грамоте?
Прежде всего, необходимо желание самого ребенка и его готовность к обучению чтению и письму. Этап подготовки детей к обучению грамоте чрезвычайно важен и может быть успешно реализован при соблюдении ряда условий.
Важнейшей задачей этапа подготовки детей к обучению грамоте является развитие всех сторон устной речи дошкольника: словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи. Опыт работы и результаты опытно-экспериментальной деятельности показывают, что если ребенок к концу дошкольного возраста хорошо освоил устную речь, то он на следующем этапе своего возрастного развития успешно овладеет и письменной.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Методическое пособие. - М. : Изд-во «Мозаика-синтез», 2004 - 148 с.
2. Алексеева М. М, Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000 – 332 с.
3. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М. : Моск. психол. -социальный ин-т, Воронедж: НПО «МОДЭК», 2001 – 436 с.
4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М. : Воронеж, 2002.