МААМ-картинки

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Соловьева (Соколова)
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать

Актуальность

В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ. Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике[17].

Публикация «Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Перед каждым образовательным учреждением стоит ответственная задач – воспитывать у ребёнка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни, которая является составной частью общей культуры человека.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, В. П. Петленко, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова, Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров и др., при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у младших школьников, подростков и молодежи[7].

В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, М. В. Меличева, О. С. Шнейдер и др.).

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.

Здоровье – жизнеутверждающая ценность. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики человека, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблеме здоровья. Поэтому сегодня здоровье следует рассматривать в широком социальном аспекте[26].

Для того, чтобы видеть своих детей здоровыми и счастливыми, для того, чтобы дети жили в ладу с собой, окружающим миром и людьми, необходимо и, самое главное, важно, воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, основанном на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня и отсутствии вредных привычек.

В рамках всестороннего воспитания детей необходимо уделять большое внимание формированию здорового образа жизни с малых лет. Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным периодом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Большую роль в формировании знаний о здоровом образе жизни играют взаимодействие субъектов: педагоги детского дошкольного учреждения, родители, дети.

Закрепление знаний о здоровом образе жизни идё т в разных видах деятельности: занятиях, развлечениях, играх и т. д. [12].

Для выработки у детей необходимых в этой области знаний умений и навыков используют разнообразные методы и приёмы. В нашем случае мы рассмотрим и применим моделирование как один из основных и эффективных методов ознакомления детей дошкольного возраста со здоровым образом жизни.

Моделированием - как проблемой и одной из форм познания окружающей действительности занимались И. В. Сыромятникова и И. Г. Ожерельева, которые в своих исследованиях этой методике уделяли большое значение. В своих трудах они использовали моделирование как метод познания, но как способ акцентированного получения детьми знаний о здоровом образе жизни данный метод не использовался[9;31].

Это и послужило выбором темы моего педагогического опыта «Педагогические условия формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста».

Понятие здоровый образ жизни был разделён на блоки и поставлены цели.

«Наш организм»

Цель: сформировать у детей знания о себе, о своём теле

«Здоровье человека»

Формирование знаний о здоровье, культуре тела, культуре желаний и эмоций; выработка умений и моделей здоровьесохраняющего поведения.

"Безопасный мир"

Цель:сформировать у детей знания, умения и навыки, которые позволят им успешно заимодействовать с окружающей средой

В деятельность детей я стараюсь на внедрить метод моделирования. Данные модели используются на «Минутках здоровья» в НОД, в дидактических играх и т. д. Сохранение и развитие здоровья детей как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. Для этого были разработаны рекомендации педагогам для проведения НОД по позновательному развитию, сюжетно-ролевые игры. Был составлен перспективный план по работе с детьми. Мы постарались обхватить все области.

Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 мая 2014 в 17:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Соловьева (Соколова) в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД