Татьяна Алексеева
Педагогические условия формирования межличностных отношений у детей разновозрастной (смешанной) группы
▼ Скачать + Заказать документы
В первую очередь нам необходимо рассмотреть, что же включает в себя понятие «педагогические условия». Изучив научно-педагогическую литературу, мы можем утверждать, что единого подхода к понятию «педагогические условия» нет. В течении длительного времени данный термин неоднократно изменялся, пересматривался и развивался. У всех педагогов-психологов имеются разные описания подходов к определению этого понятия и приведены разные его формулировки.
Публикация «Педагогические условия формирования межличностных отношений у детей разновозрастной (смешанной) группы» размещена в разделах
Изучив и проанализировав многочисленные научно-педагогические исследования, можно выделить несколько типов педагогических условий : организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические.
Организационно-педагогические условия мы рассматриваем как комплекс связанных между собой компонентов, подразумевающих повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений, которые способствуют успешной реализации воспитательно – образовательной деятельности. Иными словами мы можем сказать, что это комплексный процесс, включающий в себя владение педагогами ДОУ технологиями воспитания и обучения дошкольников, работы с родителями, подбор и применение успешных методов и средств организации деятельности детей, проведение мониторинга, умение планировать, реализовывать, а так же анализировать воспитательно-образовательную работу с разновозрастными детьми в условиях смешанной группы, уметь выстраивать партнерские отношения с родителями детей для успешного осуществления воспитательно-образовательной деятельности. Понятие психолого-педагогические условия подразумевают прежде всего создание благоприятных условий, направленных на эмоциональное благополучие и полноценное психофизическое развитие дошкольников, обеспечивающих детям комфортное нахождение в группе и успешное освоение программы воспитания и образования. К ним мы можем отнести уважение к человеческому достоинству дошкольников, уверенности в своих силах и формирование положительной самооценки, выстраивание воспитательно-образовательной деятельности исходя из возможностей и интересов каждого дошкольника, доброжелательное отношение между детьми в условиях группы, защита дошкольников от психического и физического насилия, сотрудничество с семьей, поддержка родителей в воспитании обучении детей, поддержка самостоятельности и инициативы дошкольников, использование педагогами ДОУ разнообразных форм и методов работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Дидактические условия являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, они включат средства и технологии воспитания и обучения детей. Иными словами, дидактические условия – это специально организованный обучающий процесс, который позволяет решить поставленные воспитательно-образовательные задачи. Содержание дидактических условий всегда меняется в зависимости от поставленных педагогом задач. Вышеперечисленные типы одновременно дополняют и расширяют определение понятия «педагогические условия» и позволяют организовать более комфортный и продуктивный педагогический процесс.
Изучив исследования и подходы к определению понятия «педагогические условия», мы можем сказать, что педагогические условия обладают характерными признаками:
1) это комплекс образовательной и материально-пространственной среды, использование которых содействует увеличению производительности целостного педагогического процесса;
2) это единство методов и приемов воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, которые в первую очередь помогают развитию личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников, обеспечивающих успешное решение задач единого педагогического процесса;
3) главной ролью психолого-педагогических условий является выработка мер педагогического взаимодействия, обеспечивающих преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, иными словами воздействие на личностный аспект педагогической системы. Кроме вышесказанного, на наш взгляд определение «педагогические условия» с учетом развития современных инновационных технологий необходимо дополнить и расширить. Помимо материальных возможностей и ор-ганизационных форм в него можно включить доступ к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам, так как быстрый рост и развитие информационных и коммуникационных технологий подразумевает необходимость включения этих компонентов в определение. Наполнение и изменение дефиниции происходит с развитием наук, включая и педагогическую. Рассмотрев разные стороны определения «педагогические условия», выделим несколько пунктов, необходимых для понимания данного термина:
- условия выступают главным элементом педагогической системы, и единого педагогического процесса;
- педагогические условия должны отражать всю совокупность возмож-ностей образовательной среды: целенаправленно выстраиваемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования (содержание, приемы и методы, формы воспитания и обучения);
- полноценное обеспечение педагогического процесса в современном мире подразумевает использование учебного ИКТ-оборудования;
- в структуре педагогических условий неизменно присутствуют как внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы.
Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия - это главные компоненты педагогической системы; они должны отражать комплекс возможностей образовательной и материально-пространственной среды; для них свойственно изменение и развитие с течением времени.
В разновозрастной дошкольной группе развитие межличностных отношений у разновозрастных ребят обеспечивается под влиянием различных педагогических условий :
- взаимопонимание в системе отношений «педагог-ребёнок», «ребёнок-дети» (необходимо выстраивать отношения на основе взаимных симпатий, учить оценивать детей поведение сверстников, а также давать оценку своему поведению, учить детей не допускать грубых, резких обращений и ответов, не выражать пренебрежительного отношения к сверстнику);
- коммуникативно-речевые умения и навыки, включающие в себя навыки сотрудничества и общения;
- организация общей деятельности детей разного возраста (проведение различных совместных игр (подвижные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, и т. д., способствующих усилению контактов детей, влекущих за собой совместные эмоциональные переживания.
Педагогические условия становления межличностных взаимоотношений дошкольников в смешанной группе включают в себя огромное разнообразие форм, методов, приемов и средств, помогающих педагогу организовать свою деятельность. Взрослому, осуществляющему работу в группе необходимо подходить к их выбору исходя от поставленных задач, а также от степени развития детей (общего и интеллектуального, от степени уже имеющихся взаимоотношений между детьми. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений детей можно разделить на несколько групп : Художественные (художественная литература, музыка, кино, диафильмы, мультимедийные презентации, иллюстрации). Перечисленные выше средства в первую очередь влияют на эмоциональное развитие ребенка. Художественный рассказ, сказки, многочисленные детские книги, влияют на понимание детьми дошкольного возраста понять и осознать понятия «хорошо-плохо», «можно-нельзя», «добро и зло», а также понимать более сложные взаимоотношения и поступки. Например: формированию представлений о дружбе и необходимости дорожить ей помогают чтение сказок, рассказов и стихов «Как друзья познаются» М. Пришвина, «Три товарища» В. Осеевой, «Крошка Енот» Л. Муур, «Новая девочка» И. Н. Найденовой, «Вовка –добрая душа» А. Барто, «Друзья» Е. Стеквашевой, «Тигренок, который говорил «Р-Р-Р!» и его друзья» А. Костинского, «Дядя Федор, кот и пес» Э. Успенского, «Мы с приятелем» и др. В современной педагогике очень часто педагоги стали использовать в своей работе метод чтения терапевтических сказок, кото-рые в свою очередь легко воспринимаются детьми, и положительно влияют на становление дружеских отношений между детьми, посредством художественного слова помогают корректировать поведение детей. Благоприятно влияют на становление положительных взаимоотношений пение и прослушивание песен о доброте, дружбе, товариществе таких композиторов, как Б. Савельевой, Н. Никитиной, А. Шаинского, М. Матусовского, М. Гладкова, М. Танича, Ю. Чичковаа и т. д. («Огромный секрет», «Когда мои друзья со мной», «Улыбка», «Песенка друзей»). Такие произведения находят эмоциональный отклик и настраивают детей на дружеские взаимоотношения. Художественные средства формирования межличностных взаимоотношений между детьми реализуются при помощи разных методов и приемов : чтение и обсуждение прочитанного, разнообразные игровые методы и др. С целью формирования позитивных отношений между детьми разновозрастной группы, чтобы дети смогли осознать ценность дружбы, ее значение в жизни человека, педагогу надо стремиться к тому, чтобы дети отвечая на вопросы высказывали свое мнение по прочитанному, например: понрави-лась ли сказка, что больше всего понравилось, что не понравилось, почему, научить детей давать оценку героям художественного произведения, какое отношение было у других персонажей к герою, почему герой совершил такой поступок и т. д. Кроме обсуждения прочитанного есть интересный прием обыгрывания ситуации, когда сами дети становятся на место персонажей.
К следующей группе, который используют педагоги можно отнести этические беседы. Тематическое содержание таких бесед может касаться обсуждения прочитанных художественных произведений, нравственных вопросов, так же отношения между дошкольниками, возникшие в группе. Необходимо подчеркнуть, что данный прием всегда должен опираться на имеющийся жизненный опыт дошкольников, должен быть связан с поведением и дея-тельностью детей. Этические беседы должны проходить живо, необходимое условие – участие всех (педагог-дети, и лучше если беседа будет иметь диалогический характер.
Следующим педагогическим условием становления межличностных отношений между детьми смешанной группы является собственная деятельность детей (труд, игра, художественная деятельность, каждая из которых имеет свою особенность. Но несмотря на это, их объединяет то, что в процессе деятельности дошкольники взаимодействуют друг с другом, стараются обговаривать свои действии, помогают друг другу (возникают отношения сотрудничества, учатся понимать, что от действия каждого зависит общий результат. Важно, чтобы педагог в это время не стоял в стороне просто наблюдая за действиями детей, а заботился о том, чтобы старшие дошкольники заботливо относились к младшим товарищам, проявляли взаимопомощь, а также побуждал детей гуманно относится друг к другу в разнообразной совместной деятельности.
К совместной художественной деятельности относятся развлечения, конкурсы, организация и проведение праздников, соревнований, досугов и т. д. Иными словами это эмоционально насыщенные формы воспитания, так же включающие в себя разнообразные методы и средства воспитания. Дошкольники вместе разучивают стихи, песни, разные художественные номера, соревнуются в спортивных развлечениях, вместе украшают зал к праздникам, сотрудничают друг с другом делая общую работу, где каждый ребенок (и старший и младший) чувствуют свою значимость и ценность каждого, что помогает лучше узнать друг друга. Так же к педагогическим условиям развития межличностных отношений можно отнести коллективные формы изобразительной деятельности (коллективное рисование, аппликация, лепка). От грамотно организованной педагогом совместной работы и ее результатов дети получают чувство удовлетворения, эмоционального комфорта, чувство гордости за своих товарищей. Кроме того, дети учатся договариваться друг с другом, распределять работу между собой, в результате чего проявляются дружеские чувства к одногруппникам. Следующим условием развития взаимоотношений детей является совместная трудовая деятельность, которая так же предполагает тесное взаимодействие дошкольников, охваченных одной общей целью. Коллективная работа сплачивает детский коллектив, чаще он используется в работе со старшими дошкольниками, но учитывая, что мы рассматриваем разновозрастную группу, надо учитывать интерес и младших детей, поручая им при совместной работе более легкие поручения. В процессе совместного труда дошкольники решают не только трудовые задачи, но и нравственные: развивается чувство взаимопомощи, когда старшие приходят на помощь младшим. Конечно же педагог заранее подготавливает разные ситуации, подталкивающие детей устанавливать взаимоотношения.
Нам необходимо рассмотреть позицию и роль воспитателя при организации совместной деятельности. Зная особенности детей, их умения и представления педагог использует в работе опосредованные методы управления детским коллективом, например, наблюдает, как дети взаимодействуют друг с другом, задает наводящие вопросы вместо прямого указания. Если замечает, что самый инициативный ребенок, не считается с другими детьми, подавляет их интересы, не принимает чужие условия, то педагогу необходимо вмешаться в деятельность детей и помочь ребенку понять о недопустимости такого поведения и несправедливости по отношению к другим дошкольникам, необходимо прививать привычку сдерживать свои эмоции и желания. Что касается менее инициативных и активных детей, то наоборот воспитателю нужно помочь им влиться в коллектив, побуждать к проявлению своей инициативы, педагог старается поддерживать их предложения. Этими методами воспитатель способствует поддержанию своего рода положительного баланса в группе, развитию положительных взаимоотношений. Использование методов коллективной работы, где дети тесно взаимодействуют друг с другом имеют огромное значение. Они помогают детям понять, что они не одни, а есть другие дети, и вместе им гораздо лучше. Используя ситуации, в которых дети действуют в коллективе, педагог способствует развитию эмоциональной отзывчивости, умению понимать другого человека, уважать его интересы, так же учит обговаривать свои действия с действиями окружающих детей, обращаться за помощью, умение решать возникающие конфликты. При этом опытный педагог, никогда не должен давать ребенку бескомпромиссное решение проблемы, а дать ребенку право выбора, когда перед ребенком возникает несколько одинаково возможных вариантов решений, отличающихся нравственным смыслом поведения, из которых ребенок должен выбрать один. («Ты закончил свою работы и можешь идти поиграть, но если хочешь, помоги малышам- они маленькие и им сложнее справиться с заданием, чем тебе. Сам выбери, что будешь делать.) Данная ситуация побуждает детей ориентироваться на других детей, способствует развитию доброжелательных отношений и дружеских чувств.
Немаловажным условием развития межличностных отношений детей является психологическая атмосфера, окружающая ребенка в дошкольном учреждении и дома. Благоприятный психологический климат семьи так же имеет большое значение в том, как он будет адаптироваться в детской среде, если дома уважают друг друга, доброжелательны, то в дальнейшем ребенку будет намного легче вступать в контакт со своими сверстниками. Гуманность взрослых и между детьми способствует формированию дружеских, позитивных взаимоотношений между детьми.
Особое значение в развитии взаимоотношений детей смешанной группы имеет сам педагог, его психолого-педагогическая культура, интуиция, наблюдательность, умение сплачивать детский коллектив, его нравственные качества. Воспитатель не должен только учить, рассказывать детям о том, как нужно жить в группе, как вместе играть, выручать друг друга, но и выражать свое личное отношение к дружеским проявлениям отношений детей, вовремя их замечать, одобрять и конечно же поощрять: похвалить за помощь одно-группникам, восхищаться тем, что ребенок умеет сочувствовать сверстнику, похвалить за внимание к товарищу, за умение радоваться успехам другого ребенка и т. д.
Исходя из вышесказанного, важными педагогическими условиями формирования межличностных взаимоотношений дошкольников в смешанной группе являются пример взрослого, проблемные ситуации, обсуждение, этические беседы, совместная деятельность, труд, художественные средства, художественная деятельность и особое значение в формировании позитивных, дружеских взаимоотношений детей в разновозрастном дошкольном коллективе безусловно принадлежит игре, как ведущей деятельности дошкольника.