Евгения Бутримова
Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте
ирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Файл statya.docx 29.65 КБ
Предварительный просмотр:
Статья
«Педагогические особенности формирования культуры
здорового образа жизни у дошкольников».
Автор: Епифанова Елена Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Публикация «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения,– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Иными словами, здоровье не может быть в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек (природа, домашняя обстановка, социальное окружение и т. д., всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учебе, труде, отдыхе, его назначения и целей, духовного развития.
Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, персонала ДОУ и родителей. Только объединив усилия, можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников к собственному здоровью.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что здоровье детей в любом обществе является важнейшей проблемой, так как оно определяет будущее страны.
Цель данной работы – раскрыть понятие «Здоровый образ жизни», изучить важнейшие составляющие здорового образа жизни дошкольников.
Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни дошкольников
1. Раскрытие понятий «здоровье», «культура здорового образа жизни»
«Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества», — считает автор доктор медицинских наук И. И. Брехман.
Понятие «здоровье» формировалось на протяжении столетий. Вначале оно соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и различных наук, наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие здоровья соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а так же уровнем духовного развития. В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.
Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития ее телесного и психического здоровья. Вот почему овладение дошкольниками ценностями и навыками здорового образа жизни является одной из важных задач воспитания.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Состояние здоровья человека оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному:
соматический - гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде;
социальный - меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру;
личностный - стратегию жизни человека, степень влияния человека над обстоятельствами его жизни.
Исходя из этого, здоровье человека определяется как совокупность состояний человека, определяющих его самочувствие, работоспособность и отношение к окружающему миру.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья : о здоровье физическом, психическом и духовном:
под физическим здоровьем обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем;
под психическим здоровьем понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме;
под духовным здоровьем принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, Родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения Вселенной.
Их единство в рамках технологии самосбережения здоровья обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни».
Итак, здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Непременными условиями, которые поддерживают здоровье, являются чистый воздух и вода, высококачественные продукты, контакт со здоровой окружающей средой.
Некоторые исследователи считают, что здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины”.
В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и формирование культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.
Культура здорового образа жизни - это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни - это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Для ребенка дошкольного возраста предусматривает :
знание правил гигиены и ухода за своим телом;
знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовки.
Выстраивая систему целей для формирования мышления дошкольника относительно здоровья, необходимо принять во внимание следующее. Ребенок может с удовольствием выполнять все предлагаемые игры, упражнения, вести беседы, но потом вскоре забыть все, о чем говорилось, если он не поймет целесообразности выполняемой деятельности. Значит необходимо создать объект подражания, на который организм будет отзываться. А это возможно, если научить детей прислушиваться к своим ощущениям, получать ответную реакцию от органов чувств.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как
основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью.