Татьяна Клочкова
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения квест – технологии.
На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологий» размещена в разделах
Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, самостоятелен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.
Именно эти вышеперечисленные характеристики являются основой для успешной адаптации к школе и социализации в обществе.
Задача педагога — создать условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.
В этом может помочь квест-технология, которая является эффективным средством личностного развития. Данная технология воздействует на ребёнка комплексно и даёт возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания, обеспечивает связь теории с практикой.
Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений»). «Квест»- это командная игра. Идея игры проста, команда перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Квест – это совершенно новая форма взаимодействия педагога с детьми, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, учит действовать в команде, а не поодиночке, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Нередко в квесте нужно проявить помощь и взаимовыручку. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Методически правильно разработанный квест имеет чётко поставленные
образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
Развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и познавательной активности, ребенка;
Воспитательная – воспитание личной ответственности за выполнение работы.
Образовательная задача всегда носит проблемно-поисковый характер, а в самом квесте одновременно могут сочетаться все формы детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная и др.
Квесты можно разрабатывать по всем областям развития дошкольников : речевой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической.
В квесте доминируют различные игры : дидактические игры, игры-задания, игровые ситуации, игры-викторины, игры-соревнования. Использование разнообразных игр позволяет поддерживать интерес и мотивацию дошкольников на протяжении всего квеста. Благодаря играм дети наиболее эффективно применяют имеющиеся знания, у них развивается уверенность и самостоятельность.
Технологической основой квеста должны быть личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Именно они стимулируют раскрепощенность, творческую самостоятельность и активность дошкольников. Тем самым способствуют ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости, создают атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки.
К тому же, в процессе квеста дети не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.
Варианты заданий:
Прием «Спрятанная подсказка»
Для такого вида заданий потребуется емкость с песком, любой крупой или макаронами, в которой и спрятана капсула с подсказкой. Также можно использовать ведро с водой. Подобные задания больше подойдут для квеста, который проводится на природе. Можно спрятать подсказку и не в емкости, а на определенной местности. Это могут быть какие-то кусты или густая трава
Варианты тайников:
1. Заморозить в кубике льда.
2. Написать молоком или лимонным соком. Упаковать этот листок вместе со свечкой и зажигалкой.
3. Положить в контейнер, привязать к нему бечевку и вывесить за окно. Задача ребенка – наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.
4. Выложить к месту следующего тайника указатели из предметов или пометить путь наклейками.
5. Назвать предмет, которых в помещении несколько (стол, подоконник, ботинок) – задача ребенка будет вспомнить и обыскать все подобные места.
6. Закопать в миске с крупой. Дополнительным условием тут может быть не рыться руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.
7. Искать контейнер с запиской на ощупь. Тут хорошо бы придумать естественное ограничение. Например, спрятать записку, а с ней – всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.
Карта — изображение маршрута в схематической форме.
«Волшебный экран» — планшет, на котором фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
«Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
«Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
Загадка.
Она может быть как в прозе, так и в стихотворной форме. Отгадка — ключ к следующему заданию. Чтобы усложнить задание, запишите загадку задом наперед — тогда детям придется постараться, чтобы прочитать ее, а потом только отгадывать.
Ребус
Изображаем слово-ключ с помощью ребуса. Ребус можно подобрать готовый, а можно придумать самому.
Пазл
Предварительно печатаем на бумаге слово или картинку, наклеиваем бумагу на плотный картон и разрезаем на части. Задача ребенка — сложить пазл, чтобы получить подсказку.
Найди нужную коробку
Надо подготовить несколько одинаковых коробок, в одной из которых ключ или слово. Задача участников — открыть все коробки. Вариант посложнее — в каждую кладем по ключу, но только один из них подходит к замку, или в каждую кладем по бумажке, но только на одной из них подсказка.
Зеркальное отображение
Пишем слово или загадку в зеркальном отображении. Участники должны сами догадаться, что для прочтения надо применить зеркало. Кстати зеркало тоже можно спрятать, сделав тем самым задание еще интереснее.
Таким образом, использование квест-технологии является инновационной формой взаимодействия педагога с детьми и позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства для развития личностных качеств воспитанников.
Таким образом, использование квест-технологий позволяет уйти от традиционных форм обучения детей, значительно расширить рамки образовательного пространства и развить личностные качества детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/М. И. Лисина//Вопросы психологии.
2. Осяк С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015 - № 1-2.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ учебное пособие М. : Академия, 2001 - С. 272
4. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Екатеринбург, 1999 – 154 с.
5. Степанова И. Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий СПб. 2001, Что такое образовательный веб-квест? ресурс]/Я. С. Быховский.
6. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся (https://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2 htm).