Регина Маралова
Педагогические беседы с родителями, или Шесть правил успешного сотрудничества ДОУ и родителей в вопросе воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье, осуществляется развитие личности.
В это же время это период, в течение которого, ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. Поэтому от совместного сотрудничества ДОУ и родителей по вопросам воспитания ребенка зависит обеспечение полноценного развития ребенка.
Публикация «Педагогические беседы с родителями, или Шесть правил успешного сотрудничества ДОУ и родителей в вопросе воспитания ребенка» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Беседы воспитателя с родителями наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.
Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа на родительском собрании, консультации.
Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения детей единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям современной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя и родителей – существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.
Способность к общению - это профессиональное качество воспитателя. Воспитатель должен иметь высокую педагогическую культуру ; уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно. Поэтому ведущая роль в возникновении бесед всегда должна принадлежать воспитателю.
Активность воспитателя вызывает ответственную активность родителей. В итоге обсуждать с воспитателем педагогические проблемы, искать у него совета и поддержки становится потребностью родителей так у кого, как ни у воспитателя своего ребенка в первую очередь отец и мать должны находить ответы на волнующие их вопросы.
Но всегда необходимо учитывать некоторые правила при построении беседы.
Правило №1. Характер беседы
Важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, но не дружеский тон, в котором ведется беседа. Доброжелательность воспитателя вызывает у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, делиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка дома.
Беседу всегда лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
Правило № 2. Место и время проведения беседы
Если инициатором беседы является педагог с конкретным родителем, то необходимо продумать ряд условий, в частности продумать время и место беседы. Родители должны располагать достаточным временем, что бы без спешки обсудить намеченные вопросы. Не должно быть посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей. В процессе общения ни чего не должно отвлекать беседующих.
Если же беседа возникла стихийно (обычно инициаторами таких бесед являются родители) и у воспитателя нет возможности уделить достаточное внимания родителям, то такую беседу лучше перенести и договориться о встрече в наиболее удобное для собеседников время. Но, не смотря на то, что инициатором такой беседы являются родители, руководство беседой должен взять на себя педагог : он задает ей нужное направлении, делает выводы.
Правило № 3.
Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – в таком случае вы только оттолкнете собеседника. Воспитатель должен постараться понять чувства отца и матери воспитанника, более того, найти в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующих ребенка. Эти факты обязательно надо приводить при беседе, и тогда, то отрицательное, что приходится говорить воспитателю о ребёнке, родители воспринимают не так болезненно.
Правило №4.
Психологический контакт с родителями возникнет, когда педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему. Когда отец и мать чувствуют, что воспитатель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится не нужной и тогда уже можно переходить к сотрудничеству.
Правило № 5.
Часто бывает так, что каждый собеседник стремится к тому чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать ту беседу в которой не воспитатель докажет что он прав, а тогда когда привлечет родителей к активному участию в воспитании ребенка
Правило № 6.
Педагогу перед встречей с родителями необходимо сформулировать его наблюдения по поводу ребенка, обсудить с родителями, как ему помочь. Подумать вместе с родителями варианты совместных действий. При этом важным моментом является то, что бы родители чувствовали, уверенность воспитателя в успехе над решением проблемы.
Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер его воспитания. Родители должны получит в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.