Галина Беляева
Педагогическая находка в технике «Киригами»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
“РОМАШКА”
(МАДОУ «РОМАШКА»)
Педагогическая находка :
Художественное конструирование из бумаги в технике «Киригами» - «сказочная Белка»
Воспитатель: Беляева Галина Владимировна
г. Лабытнанги 2020г.
Актуальность
Публикация «Педагогическая находка в технике „Киригами“» размещена в разделах
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Мы знаем, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, которая является одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми для жизни, умениями и навыками самообслуживания.
Механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. А творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у детей развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками, а также конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Все родители и дети любят книги с объемными рисунками внутри. Когда читаешь детям книгу, перелистываешь листы и видишь, как по волшебству вырастают фигурки животных, зданий, цветов, то понимаешь, что это сказочное объёмное царство. Так и хочется заглянуть внутрь, и узнать, а не спрятался ли там еще кто-то? Я узнала, что такие фигуры выполнены в технике «Киригами». Стала её изучать и применять на занятиях по художественному конструированию. «Киригами» - создание объемных вырезанных рисунков на фоне картинки или просто вырезанные из листа фигурки. Готовясь к встрече Нового года, мы вырезаем снежинки, делаем объёмные открытки и даже не знаем, что прикасаемся к технике «Киригами». Искусство «Киригами» - пока еще не очень распространённый вид творчества. Поэтому и детей хочется научить чему-то новому.
Основателем этого нового направления в работе с бумагой считается японский архитектор Масахиро Чатани. Создавая из бумаги свои архитектурные замыслы, он взял в руки ножницы и сделал надрезы, чтобы его конструкции получились не только объемными, но и прозрачными. Результат получился удивительным. Легкая бумажная архитектура стала как бы основой для создания совершенно новой концепции работы с бумагой.
В старшей группе мы изготовили ёлочку, открытку к 8 марта, вырезали снежинки, создали объёмных лошадок. В подготовительной группе изготовили новогодние игрушки, вырезали вытынанки, усложнили вырезание ёлочки.
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
по художественному конструированию из бумаги в технике «Киригами»
Тема: «сказочная Белка»
Цель: создание условий для конструктивного творчества по средством использования инновационной современной технологии «Киригами» в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Обучающие:
Обучить детей создавать объемную игрушку в технике «Киригами», складывать квадратную форму пополам чётко совмещая стороны и углы;
Закреплять у детей навык ответа полным предложением;
Закреплять навыки здорового образа жизни;
Развивающие:
Развивать внимание, память, терпение, усидчивость, пространственное мышление, фантазию;
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любознательность, доброжелательное отношение друг другу, трудолюбие, желание получать новые знания и использовать их.
Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Формы работы: Решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, творческая мастерская, беседа, создание поделки в технике «Киригами».
Планируемый результат: создание детьми «сказочной Белки» в технике «Киригами».
Словарная работа: киригами, оригами,
Оборудование: сообщение на экране от Лешика (ИКТ, часы с встроенной видеокамерой, пазл-Белка, коробка с игрушками из бумаги, белка, выполненная в технике «Киригами», картинки с плоскими и объёмными поделками в технике «Киригами», ножницы, карандаш, салфетки, поднос, цветная бумага, по необходимости клей, клеёнка.
Методические приемы:
Организационный момент
Гимнастика для глаз
Игровая мотивация «Сообщение»
Игра «Собери пазл»
Игра «Что в коробке»
Беседа «Киригами»
Напоминание: «Правила поведения и техника безопасности»
Показ выполнения «сказочной Белки»
Самостоятельная деятельность детей.
Итог-осмысление результата.
1. Вводная часть:
1. Введение в игровую ситуацию-Организационный момент:
Воспитатель: -Давайте, дети поздороваемся с гостями и поприветствуем друг друга.
Собрались все вместе в круг!
Я твой друг и ты мой друг, Вместе за руки возьмёмся, И друг другу улыбнемся!
Дети выполняют движения согласно тексту.
1.1Гимнастика для глаз
Воспитатель: -Дети, нам надо настроить глазки на рабочий лад. Давайте сделаем гимнастику для глаз. Нужно посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. (Дети выполняют гимнастику). А теперь, попробуем сделать тоже самое, но с закрытыми глазами. (Дети выполняют гимнастику).
1.2 Игровая мотивация
Воспитатель: -Любите ли вы мастерить из бумаги? (Ответы детей.) -Сегодня мы отправимся в сказочную мастерскую. Но сначала посмотрите на экран, нам пришло видео сообщение!
Прослушивается сообщение:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лешик. В нашем сказочном лесу наступает праздник «Бумажный театр лесных жителей». Сказку мы сочинили, но не можем сделать одного героя. А какого героя? Вы узнаете после того, как соберёте пазл, который мы вам отправили. Пожалуйста, помогите нам!».
Воспитатель: -Кто к нам обратился за помощью? (ответы детей) О чём они попросили? (ответы детей). -Ну, что готовы помочь Лешику и «Лесным жителям»? (ответы детей) -А как мы поможем? (ответы детей)
Выслушиваются все версии детей.
Воспитатель: Мы будем конструировать из бумаги. Тогда отправляемся в сказочную мастерскую и превращаемся в маленьких «Мастеров». Всё наше занятие будет сниматься на видеокамеру, которая встроена в часы. Воспитатель ставит часы высоко на полку, чтобы было видно камеру. -Мы пойдем по дороге, выложенной из снежинок.
Дети проходят по снежинкам и становятся вокруг стола.
Игра «Собери пазл»
Воспитатель: - Посмотрите, на столе лежит пазл. Нам нужно его собрать и отгадать, какого сказочного героя мы будем конструировать.
Дети собирают пазл и выкладывают картинку-белка.
Воспитатель: -Кого вы собрали? (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы! Это белка. -Расскажите о ней: какая она, чем питается, где живёт, особенности строения её тела? (Ответы детей)
2. Основная часть.
Игра «Что в коробке»
Воспитатель: А сейчас подойдите к другому столу. На нём стоит коробка. Воспитатель открывает коробку, показывает детям. Дети рассматривают содержимое коробки.
Воспитатель: -Что вы видите? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, это действительно самодельные бумажные игрушки для обыгрывания, выполненные в разных техниках. Я вас хочу познакомить с техникой «Киригами». Эта белка выполнена в технике «Киригами». Возьмём Белочку с собой в мастерскую? (ответы детей).
Беседа: искусство «Киригами»
Дети встают полукругом у доски.
Воспитатель кратко рассказывает детям об истории техники «Киригами» с наглядными картинками.
Киригами -вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги. Киригами дословно с японского переводится, как разрезание бумаги - (киру) - резать, (ками) - бумага. Это достаточно молодое искусство, основоположником которого, считается японский архитектор Масахиро Чатани, сделавший несколько надрезов в бумажной модели, чтобы облегчить складывание. Киригами можно разделить на два вида - объемное и плоское. Плоское киригами (например, снежинки, вытынанки на окна) - основано на вырезании некоторых частей рисунка. Техника объемного киригами – знакома нам по открыткам или детским книжкам.
Воспитатель показывает несколько картинок, выполненных в техники плоского и объёмного киригами.
Воспитатель: -Пришло время потрудиться, за столы прошу садиться.
-Давайте вспомним правила, которые мы должны соблюдать:
-Работай старательно, следи за осанкой;
-Складывай поделку на столе;
-Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом;
-Всегда держи поделку так, как держит воспитатель;
-Хочешь спросить - подними руку, не выкрикивай;
-Сделал сам-помоги соседу;
-Соблюдай правила работы с ножницами (нужно беречь руки, не держать пальцы на вырезаемой линии, не машись ножницами, поработал, закрыл ножницы и убрал в сторонку острым концом от себя). По окончании работы наведи порядок.
Воспитатель: Показ конструирования из бумаги в технике «Киригами» - «сказочная Белка».
Самостоятельная деятельность детей.
При необходимости включается спокойная музыка и динамическая пауза. По окончании работы, дети прибирают рабочие места. Создаётся выставка работ на одном из столов. Рассматриваются работы и ведётся краткая беседа.
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Выходить из сказочной мастерской по снежинкам.
3. Заключительная часть
Осмысление ситуации (создание ситуации успеха)
Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
- Куда вы сегодня ходили? (Ответы детей-в сказочную мастерскую)
- Кому мы сегодня помогали? (Ответы детей-Лешику и лесным жителям)
- С какой техникой познакомились? (Ответы детей-Киригами)
- Что было самым трудным? (Ответы детей)
-Что вам удалось? (Ответы детей)
ИТОГ:
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы сегодня познакомились с новой техникой «Киригами» и научились с помощью неё конструировать из бумаги «сказочную Белку». Лешик, и лесные жители благодарят вас за помощь и передают вам гостинцы. (На экране Лешик прощается с ребятами и говорит спасибо).
Воспитатель раздаёт гостинцы от Лешика.
Я возьму видеокамеру и отправлю им запись занятия.
Воспитатель- Давайте скажем гостям «До свидание!»