Анастасия Кубрякова
Опыт работы «Метод проблемного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1. Ах, как хотелось бы каждому из нас быть всегда здравомыслящим, дальновидным, беспристрастным, владеющим полной информацией, в меру эмоциональным и позитивно мыслящим! Но только единицы могут похвастаться тем, что владеют таким бесценным даром.
Возможно ли обрести этот, воистину волшебный дар всем, а самое главное начать развивать это умение у наших детей. Отвечу смело, возможно!
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Технология проблемных ситуаций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» январь 2025
Я споткнулась об камень парадокса образования в том, что люди настоящего должны воспитывать людей будущего. И задалась вопросом: Как же сделать так, чтобы педагог был на одной волне с ребенком, смотрел на мир глазами детей, а самое главное, не только слушал, но и слышал ребенка. Искала способы и методы интересного взаимодействия с детьми.
И мое внимание привлек Метод «проблемного обучения», идея которого посмотреть на ситуацию, проблему с разных сторон, найти способы ее решения.
Для меня Главной целью проблемного обучения является повышение мотивации через эмоциональную окраску ситуации
Таким образом, можно отметить, что проблемное обучение - это обучение, при котором педагог создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Задачами данного метода для себя я выделяю
развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
формирование прочных знаний;
воспитание активной личности.
развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
воспитание навыков творческого применения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем
Меня крайне заинтересовал данный метод и я начала придерживаться его в работе с детьми ведь,Эти знания пришли к нам еще со времен Льва Николаевича Толстого,который считал основными методами работы :
Познание себя и окружающего мира, включающего самоопределение и выбор жизненного пути на основе соотнесенности собственного опыта с опытом человечества;
Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности;
Формирование эмоциональных опорных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти;
Искусство общения воспитанника и педагога, когда тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием.
Обучение, как утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им знаний и навыков.
Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.
Для реализации метода проблемного обучения свою педагогическую деятельность разделила на 3 основных аспекта таких как: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами
Каждый взрослый человек, будь то воспитатель или родитель, считает необходимо важным привить своему ребенку чувство патриотизма, любви и уважения к прошлому, традициям и быту своей родины.
В современных реалиях, я столкнулась с проблемой отсутствия интереса и вопроса у детей «а как было раньше?»
Используя методику проблемного обучения я поставила перед собой цель актуализировать знания родителей воспитанников и дать понятие старины малышам второй младшей группы.
Для ребенка процесс обучения в формате проблемных ситуаций это прежде всего игра. Дети, очень любят такие игры, ведь подобным образом они еще лучше знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни, природы.
И начать свое знакомство с методом проблемного обучения я решила через игру с детьми.
Совсем скучно и непонятно было ребятам,когда я пыталась дать им сухие факты о предметах старины, поэтому Для себя я точно поняла, для того чтобы работа с детьми была успешна на все 100 процентов – необходимо начать подключать к процессу их родителей.
Я так и поступила, в начале своей работы на родительском собрании я объяснила родителям все преимущества данного метода работы с детьми, но чтобы развить интерес и у взрослых предложила им создание мини-музея старины, они согласились, даже не подозревая, сколько проблемных ситуаций возникнет на их пути и как увлечет их сам процесс.
В ходе пополнения нашего музея различными экспонатами родители давали мне обратную связь о том, каким образом удалось получить данный экспонат.
И я была приятно удивлена их ответам, оказалось, что никто не опустил руки, когда понял, что мало у кого в домах остались предметы быта прошлых лет, а наоборот же, многие поехали навестить бабушек, кто-то видел данные предметы у соседей и все пытались их найти. В процессе этого поиска многие взрослые узнали и вспомнили многое о своих предках и их быте.
только собравшись вновь на родительском собрании мы пришли к выводу о том, что родители и стали главными героями методики проблемного обучения, поскольку перед всеми стояла одна задача: создать (пополнить)наш мини-музей,но каждая семья искала свои пути решения этой задачи
Так же большинство родителей отметили, что в ходе поиска выхода из проблемной ситуации их семьи стали более сплоченнее и дружнее, ребенок более заинтересован во взаимодействиях со своими родителями и другими родственниками нежели планшетом или телефоном, простыми словами им все хочется делать вместе, проводить больше времени в семье.
В ходе проделанной работы я безусловно стала замечать у ребят более выраженный интерес к предметам и быту старины, желание показать свой принесенным экспонатом рассказать его историю и с интересом выслушать рассказ друга, которые они узнали в ходе сбора родителями экспонатов музея.
Ведь гораздо интереснее запомнить, что такой неизвестный предмет как балалайка является музыкальным инструментом поиграв на нем и услышав мелодию. А выпив вкусный горячий чай из самовара дети надолго запомнят что в старину чайник выглядел именно так.
Я считаю огромной разницей между тем процессом, когда я ставлю цель для ребенка поиграть в какую-либо игру, или же я погружаю его в проблемную ситуацию, которую он должен прожить.
Метод проблемного обучения я использую во всех видах деятельности, как в режимных моментах, так и в образовательном процессе.
Ведь намного интереснее на зарядке пройти через реку по волшебному мостику, а не по обычному деревянному брусу.
Так же и на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети проявят наибольший интерес, когда будут не просто решать задачи, а проходить задания для того, чтобы открыть сундук с сокровищами.
Результатом моей работы стала огромная заинтересованность родителей моих воспитанников, они проявили огромный интерес к методике проблемного обучения и отныне с огромным энтузиазмом и интересом поддерживают мои задумки.
Следующим этапом освоение метода проблемного обучения для меня стала работа со своими коллегами, Ведь интересным стоит делиться.
И я не заставила себя долго ждать и предложила коллегам собраться для проведение мастер-класса по изготовлению кукол из пряжи.
Думаю не стоит скрывать то, что пришли они без особого энтузиазма, желая побыстрее прийти к итоговому результату.
Целью мастер-класса несомненно было непосредственно познакомить педагогов с методом проблемного обучения, на примере действий их самих.
Начав свой рассказ, я заметила на лицах своих коллег задумчивость и недоумение: «Как из обычной пряжи можно смастерить куклу?».
Именно чтобы ответить на этот вопрос мною была предложена адаптация не безызвестной всем телевизионной программы «Своя Игра», в ходе которой играючи, выполняя задания, коллеги получали части схемы плетения кукол.
Собрав схемы, воспитатели принялись за выполнение работы, в ходе чего я предложила им придумать судьбу своей куклы - ее предназначение.
В завершении нашей встречи,коллеги отметили, что актуализировали многие знания о старинном русском быте благодаря формату вопросов, но и не почувствовали утомления в ходе нашего мероприятия - я разъяснила, что познакомила их с методом проблемного обучения на их собственном примере.
Внедрение любой инновации в практику работы педагога дошкольной образовательной организации это большой и длительный процесс, но как приятно когда видишь повышение активности педагогов и их мотивацию к обновлению системы образования детей через включение педагога в инновационную деятельность
Благодаря всей проделанной работе я осознала, что готова и имею желание изучать данный метод все глубже и следующим этапом моего развития стало выступление на районном методическом объединении на тему «Методика проблемного образования в ДОУ» на котором я поделилась своим опытом с другими молодыми специалистами в надежде, что каждый из присутствующих подчерпнет для себя что-то интересное и новое.
Я не останавливаюсь в изучении данного метода и уверена, что смогу применять его в дальнейшем в своем набирающем обороте педагогическом пути, ведь метод
проблемного обучения дает мне возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, о даренных и творчески развитых людей.