Рузанна Аванесян
Педагогическая мастерская «Формирование логико-математических понятий, умений и навыков детей дошкольного возраста»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
на тему:
«Формирование логико-математических понятий,
умений и навыков детей дошкольного возраста»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
-Уважаемые педагоги, предлагаю начать нашу педагогическую мастерскую с интересной игры, которая называется «Логический поезд». Для начала, возьмите все по одному «вагончику»- карточке, на них изображены разные предметы. Нам с вами необходимо собрать из них поезд, но поезд не обычный, а логический. Для этого каждый из вас должен придумать предложение с предметом, изображенным в «вагончике», но так, чтобы все ваши предложения сочетались друг с другом, и у нас получился связный рассказ. Итак, начнем с первого «вагончика».
Публикация «Педагогическая мастерская „Формирование логико-математических понятий, умений и навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Педагоги по очереди придумывают предложения, каждый со своим словом так, чтоб в целом получился связный рассказ. При этом, они становятся друг за другом, формируя таким образом «поезд» из «вагончиков». Когда звучит последнее предложение, ведущий подводит итог:
- Вот какой замечательней «логический поезд» получился у нас с вами, а вместе с ним очень интересный рассказ! А теперь, уважаемые коллеги, обратите, пожалуйста, внимание на форму предметов, изображенных в ваших «вагончиках» : все у кого предметы круглой формы садятся за 1 стол с изображением круга; у кого предметы квадратной формы садятся за 2 стол с изображение квадрата и те, у кого предметы треугольной формы садятся за 3 стол, с изображением треугольника.
-Ну вот, все заняли свои места, и мы можем продолжать.
В теоретической части мы с вами вспомнили множество средств логико-математического развития, давайте их перечислим:
Средства логико-математического развития :
• Логические задачи и упражнения
• Игры-головоломки
• Дидактические игры и упражнения
• Задачи-шутки, загадки, занимательные вопросы
• Конструирование
• Проблемные ситуации и вопросы
• Экспериментирование, решение творческих задач.
• Логико-математические игры
Мне хотелось бы обратить Ваше особое внимание на следующие авторские методики и разработки:
«Палочки Кюизенера» Этот материал предоставляет детям большие возможности:
- содействует интеллектуально – творческому развитию детей : улучшает память, воображение, концентрирует внимание;
- способствует освоению элементов художественного конструирования и пространственных отношений;
- закрепляет знания цветов и их оттенков;
- развивает у детей представление о числе на основе счета и измерения, мерки;
- дает наглядное представление о составе числа;
- воспитывает у детей : настойчивость, силу воли, положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность и самоконтроль возраста.
Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день.
Предлагаю вам немного попрактиковаться с этим интересным пособием:
1 стол с помощью Палочек Кюизенера выкладывает картинку «Самовар» из набора игр «Посудная лавка» или «Кростики». В данном задании необходимо завершить рисунок. На листе нарисована половина предмета (состоящая из палочек Кюизенера). Вам необходимо выложить вторую часть предмета, симметричную первой. Таким образом, мы на практике знакомим детей с понятием «Симметрия».
2 стол с помощью операции «Декодирования» должен выложить избушку Бабы Яги. А 3 стол, ориентируясь на контур предмета, должен подобрать необходимые палочки и выложить с их помощью картинку.
Хотелось бы отметить еще одну замечательную методику – блоки Дьенеша.
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков.
В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить ребенку много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для младших, так и для старших дошкольников.
Среди педагогов очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры ребенок обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.
В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме.
Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом. Существует также много альбомов для детей более старшего возраста (от 4 до 8 лет). В них задания уже более разнообразны и оригинальны.
А сейчас немного поиграем с блоками:
1 стол выполняет задание «Подбери фигуру», ориентируясь на карточки - символы необходимо подобрать нужную фигуру; 2 столу нужно будет построить дорожку по схеме, а 3 столу необходимо будет заселить фигуры в замок. Во всех этих заданиях вы опять столкнетесь с операцией «декодирования», вам нужно будет расшифровать знаки – символы и подобрать зашифрованные блоки.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Увлекательным и эффективным средством математического развития дошкольников являются сказки, которые позволяют формировать или закреплять представления о количестве, числе, цифрах, величине, геометрических фигурах и т. д.
Что такое математическая сказка
Математическая сказка — художественный текст, основанный на жанре приключений.
В сюжете главные герои связаны с определёнными математическими понятиями, которые имеют необычный, «живой» вид, привлекающий внимание читателей.
Выдуманные персонажи во время подвигов осуществляют логические операции, и ребёнок проворачивает процесс у себя в голове, что является первостепенной задачей игрового обучения.
Математическая сказка представляет собой сложный и многогранный феномен, позволяющий в игровой и занимательной форме решать различные педагогические задачи на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
По мнению З. А. Михайловой, математическая сказка - самая простая и ненавязчивая, цель которой - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения.
Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки, которое ребёнок должен выполнить.
Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.
Еще одно практическое задание: каждый стол читает математическую сказку, а затем определяет для какой возрастной группы эта сказка и какие цели и задачи она несет.
- Уважаемые педагоги, наше мероприятие подошло к концу. Я надеюсь, что вам было интересно, и в дальнейшем вы будете применять на практике, предложенные мною методические разработки.