Жанна Борвинко
Использование «Сторисек» как метода формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. А. Сухомлинский.
Использование «Сторисек», как метода формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению.
«Сторисек» в переводе с английского языка означает «Мешок историй». Изобретатель «сторисека» — Нейл Гриффитс – доктор филологических наук, английский писатель, автор книг по обучению детей дошкольного возраста.
Что находится в мешке:
• хорошая художественная иллюстрированная детская книга;
Публикация «Использование „Сторисек“ как метода формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению» размещена в разделах
• игрушки (мягкие, от «киндер сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр., являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
• реквизиты;
• научно-популярная книга по теме;
• аудиокассета или компакт-диск;
• языковая игра;
• шпаргалки для родителей.
Работа по внедрению технологии (метода) «сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап:
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «сторисек».
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта: игрушки, научно-популярная книга на тему, аудиокнига по выбранному произведению, DVD-диск с мультфильмом.
4. Разрабатываются литературные игры
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов).
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Основной этап:
1. Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
2. Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги.
3. При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
4. Иногда просите детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения (для этой работы раздайте детям одинаковые экземпляры книги).
5. Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
6. Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Завершающий этап:
1. Передайте «сторисек» в семью на несколько дней.
Используя в своей работе современную технологию «Сторисек», я нашла возможные пути, которые способствуют освоению связных форм высказываний, обеспечивают эффективное развитие связной речи у дошкольников. Педагогическая находка оказывает огромную помощь в повышение мотивации у воспитанников при формировании навыков осмысления звучащей речи, навыков пересказа и рассказывания.
Мне как педагогу эта технология помогла привлечь пассивных слушателей и рассказчиков к активной деятельности, активизировать познавательный интерес детей, формировать информационную культуру у детей, сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
«Рассказывая истории,
мы изменяем нашу жизнь»
Марк Твен
Цель сторителлинга :
Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
• развивать творческое мышление, воображение;
• развивать грамматически правильную речь;
• способствовать раскрытию талантов и самовыражению.
• наглядно мотивировать поступки героев;
• научиться умственному восприятию и переработке информации,
• cформировать желание общаться.
Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.
Важно не только рассказывать детям разные истории, но и давать возможность самим детям создавать и рассказывать истории. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.
Сочинительство, рассказывание историй, или с английского - сторителлинг, помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.
Самая комфортная площадка для первого сторителлингового опыта - круг семьи. А помогут в нем настольные игры, специально созданные для оттачивания навыков сочинительства.
Безусловный лидер среди игр этого плана - игральные кубики STORY CUBES.
Суть игры в том, что Вы бросаете 9 кубиков на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов, например, «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.
Напоминаем правила: первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или следовать правилу - сказка за 5 ходов.
«Кубики историй» - настоящий праздник воображения! Ведь
сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!