Каблучий
Эссе «Педагог — это…»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель живёт, пока он учится,
когда он перестаёт учиться,
в нём умирает учитель.
К. Д. Ушинский
Слова основоположника научной педагогики в России и по сей день актуальны. Кажется, нет ничего проще: получил профессию – иди и работай на здоровье, а опыт и мудрость придут со временем. Такой принцип может быть актуален везде, только не в педагогике. В ногу со временем постоянно должен идти сам Учитель. Ведь от того, как чувствует он своих учеников, как реагирует на события и факты изменяющейся действительности, зависит не только его личный педагогический талант, но и успешность детей, которых он обучает.
Публикация «Эссе „Педагог — это…“» размещена в разделах
Кто такой педагог? Тот ли это специалист, который формирует учебно-воспитательный процесс, обеспечивая образовательное, воспитательное и развивающее влияние на личность, к которой обращена его деятельность? Формально – да. Реально – нет. В педагогику человек может попасть случайно, а вот связать с ней судьбу – под силу далеко не каждому! Профессиональный педагог хорошо ориентируется в своей сфере деятельности, разбирается в специализированной литературе, следит за научными изысканиями… Но трогает ли его работа сердце? Этим отличается педагог, для которого его профессия – призвание.
Как сказал Максим Горький: «Надо любить то, что ты делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества». Вполне можно сказать, что призвание – это любимое дело. Дело, в котором человек живет своей жизнью. Призвание – это твой персональный смысл жизни, преобразуемый в практическую цель. Призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, к какой-либо профессии. Я думаю, педагог – это и призвание и профессия. Чтобы стать педагогом, нужно не просто любить детей, а полностью отдаваться работе с ними, не жалея ни сил, ни времени. Учитель должен быть образцом для подражания, эталоном образованности, интеллигентности, воспитанности. Именно он из учеников «лепит» настоящего человека, всесторонне развитую личность. Без призвания в профессии невозможна эффективная педагогическая деятельность. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их.
А что происходит в это время с душой педагога? Радуется ли она победам учеников? Горюет ли при встрече с детской чёрствостью? Болит ли от того, что больше времени проводится с чужими детьми, нежели со своими собственными? Весь спектр чувств наполняет душу педагога, когда его профессия становится судьбой.
Мы знаем уровень качества и эффективности классического советского образования, которое ушло в прошлое вместе с распавшимся Советским Союзом. Но Россия, как его правопреемница, должна и может вывести свой уровень образования и воспитания в число мировых лидеров. Главное – найти свой путь, почувствовать не только прогрессивные тенденции, но и сформировать свою «изюминку».
Такая «изюминка» должна быть у каждого из нас, все мы – разные, и у каждого в образовании свой путь.
Мы живём в постоянно меняющемся мире, в огромном информационном пространстве, а зачастую, в виртуальном общении и деятельности. Многие вещи могут устаревать раньше, чем меняется поколение людей. Соответственно, каждое новое поколение, пребывая в новых реалиях, не просто отличается от предыдущего, оно формируется по-другому, качественно отличается. Поэтому учитель и воспитатель, как никто другой, должен это чувствовать и находить подход к таким «новым» детям, маленьким моделям нового времени.
Мы не можем раз и навсегда запастись универсальным набором приёмов и методов, нам всё время нужно держать руку на пульсе. Нам нужно научиться «читать» мысли подрастающего поколения… ведь главное – быть вместе, а значит, идти в одну сторону, вперёд. Но без истории нельзя сделать ни шагу. А кто такой «педагог» с её точки зрения? Педаго;г в Древней Греции — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления ребенка в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу или учебный класс и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью. В педагоги избирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому. К сожалению, современное общество разделяет эту точку зрения на педагогов, такое восприятие педагога сейчас – мода, в полном смысле этого слова.
Кто-то может возразить, ссылаясь на расхожую фразу: «Если услышишь последний крик моды – не спеши оборачиваться, может быть, это зовут не тебя». Такая точка зрения имеет своё место. Но здесь нужно не упустить одну немаловажную деталь: Мода и Время идут параллельно. Новое время рождает новые модные тенденции, однако, этим же временем мода проверяется на прочность и качество… Поэтому всё лишнее и наносное обязательно канет в Лету, оставив проверенные Временем образцы. Свою дорогу в образовании я стараюсь прокладывать, придерживаясь этого принципа. Ведь для меня педагог – это призвание, которое может стать судьбой. Постараюсь подтвердить это аргументами.
Всё человечество находится сейчас в активном информационном поле, очень часто в агрессивной информационной среде, где вовсю идет война – не «горячая», не «холодная», а информационная,- война за умы и души подрастающего поколения. И на передовой оказались именно педагоги. Вслушайтесь в слово: «Учитель…» Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остается там всю жизнь. Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель формирует фундамент знаний и умений, основы их мировоззрения, работает на завтрашний день, воспитывая Гражданина своей страны. Но разве так толкуют образ учителя современные масс-медиа?
Сколько слов было сказано и сколько статей написано о том, что Всемирная паутина – это место, где далеко не всегда можно найти качественную информацию. Это так. Но ведь Интернет может быть разным! В настоящее время каждый найдёт там то, что ищет. Ведь как удобно готовиться к урокам, не подстраивая свой день под график работы библиотеки. Поэтому я, как педагог, стараюсь просто объяснять детям правила информационной безопасности и пользу образовательных ресурсов. Ведь в настоящее время мы не можем обойтись без удобства и благ этой Всемирной паутины.
Среди родителей часто идут горячие споры о пользе и вреде гаджетов для школьников. Я их называю «вредная польза» или «полезный вред». В своей работе стараюсь объяснить ребятам второстепенность этих «удобных штучек», ведь изначально человек – сам творец всего того, что его окружает. Поэтому никакой прибор не сможет заменить в реальном деле настоящего мастера с «золотыми руками».
Современные дети зачастую без вспомогательных предметов ничего не могут сделать своими руками. Это особенность нового поколения, и это – плохо. Вот почему я стараюсь своим примером показать, как полезен ручной труд, и это – хорошо.
Идти в ногу со Временем, не переставать учиться, чтобы не убить в себе учителя – вот позиция, которой должен придерживаться, на мой взгляд, каждый педагог. По возможности, я стараюсь идти именно по этому пути, ведь из нашего умения и творческого профессионализма складывается общая тенденция в образовании. И я думаю, что педагогика – это моя судьба.
Что в приоритете: образование или воспитание? Ответ на этот очень трудный вопрос дала сама жизнь: образованный человек, в конечном счёте, может быть хамом; воспитанный – не может стать необразованным!