Карташова
«Подвижная игра как средство быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Тема опыта : «Подвижная игра как средство быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста»
Сведения об авторе: Карташова Оксана Михайловна, 1989 года рождения, образование высшее. МГУ им. Н. П. Огарева ИСИ по специальности «Психолог. Преподаватель по специальности «Психология»», 2004г. В 2016 году прошла профессиональную переподготовку в ГБОУ ДПО (КП) С «МРИО» по программе «Педагогика и методика дошкольного образования». Общий трудовой стаж 15 лет. Стаж педа гоги ческ ой работы 4 года, в данн ом детском саду 1 год.
Публикация «„Подвижная игра как средство быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Актуальность.
В на. стоящее время проблема. орга. низа. ции и ка. чества. физического воспита. ния детей дошкольного возра. ста. ста. новится особенно а. ктуа. льной. В последние годы на. блюда. ется ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фа. ктора. ми: небла. гоприятна. я экологическа. я обста. новка., не устойчивые социа. льные условия, компьютерные игры, длительное пребыва. ние перед телевизором и т. д.
Физическа. я культура. игра. ет ключевую роль в укреплении орга. низма. и формирова. нии здоровья у детей. Для этого с ра. ннего возра. ста. необходимо уделять большое внима. ние формирова. нию пра. вильной оса. нки, двига. тельных на. выков, простра. нственного ориентирова. ния, координа. ции движений, развитию основных видов движений: бег, ходьба., полза. ние и др., а. та. кже физических ка. честв: ловкости, быстроты, силы, выносливости. Следует помнить и о привитии культурно-гигиенических на. выков и интереса. к физическим упра. жнениям, что благоприятствует формирова. нию мора. льных ка. честв, волевых черт личности, ведению ЗОЖ. Поэтому в ра. мка. х введения ФГОС, на. сегодняшний день а. ктуа. льными ста. новятся охра. на. и укрепление здоровья, усовершенствова. ние функций орга. низма. ребенка. и его полноценное физическое ра. звитие, которые являются определяющим фа. ктором педагогической ра. боты в дошкольных учреждениях.
Именно в дошкольный период за. кла. дыва. ются основы здоровья человека., а. лучше всего для решения этих за. да. ч подходит подвижна. я игра.
Основная идея.
Быть в движении - зна. чит укреплять здоровье. Именно в дошкольном возра. сте, в результа. те целена. пра. вленного, педа. гогического воздействия формируется здоровье, обща. я выносливость орга. низма. и другие ка. чества.
Успешна. я ра. бота. по формирова. нию основных видов движений у детей мла. дшего дошкольного возра. ста., будет за. висеть от верно орга. низова. нного педа. гогического процесса. Процесс позна. ния и усвоения должен на. чина. ться ка. к можно ра. ньше, ребёнок должен овла. деть основными вида. ми движений не только через физические упра. жнения, но и посредством подвижных игр. Только в этом случае будет видна положительная динамика в освоении основных видов движений, а также укрепления и сохранения здоровья детей. А от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в да. льнейшем не только полноценное физическое, но и всестороннее гармоничное развитие личности.
Поэтому, работая над данной проблемой, я поставил а перед собой следующие цели:
- укреплять здоровье воспитанников;
- содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками;
- воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;
- прививать привычку систематически самостоятельно заниматься подвижными играми.
Для реал изац ии намеченной цели, мною были опре деле ны следующие зада чи:
- способствовать развитию физической активности;
- знакомить детей с основными видами подвижных игр;
- развивать реакцию, ловкость, познание новых возможностей тела.
- формировать нравственные качества, а также привычку и навык жизни в коллективе.
Таким обра зом, ведущая педа гоги ческ ая идея опыт а заключается в созд ании условий, соот ветс твую щих воспитанию психофизических качеств, которые имеют важное оздоровительное значение.
Теоретическая база.
Моя работа по данному направлению строится на основе педагогических трудов П. Ф. Лесгафта, для современного физического воспитания. Основоположник российской концепции физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил подвижной игре значительное место. Он определял «игру как упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Также П. Ф. Лесгафт фиксировал в таком случае то, что в самостоятельной игровой двигательной деятельности формируются и вырабатываются моральные качества ребенка, а также инициатива. П. Ф. Лесгафт свидетельствовал на наличие в подвижной игре определенной цели. Движения, используемые в игре, предварительно постигаются ребенком в систематических упражнениях. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и своими движениями и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». В раннем возрасте ребенку своеобразно неутомимое желание играть. В данной игре ребенок проходит тот путь, который совершило человечество от первобытного состояния до современного. Психологи, педагоги и доктора давно обратили внимание на существенное значение подвижных игр для однонаправленного развития детей. Лесгафт П. Ф. утверждал, что «неизменное проведение подвижных игр базирует у детей способность управлять собственными движениями, а также дисциплинирует его тело. Благодаря игре, ребенок учится функционировать ловко, преднамеренно, быстро, а также выполнять правила, ценить товарищество и чувство взаимовыручки».
Именно поэт ому теоретическая база опыт а очень важн а, ведь рабо та воспитателя в целя х полноценного психофизического развития дошк ольн иков в огро мной мере зави сит от знан ий самого педа гога.
Новизна.
Новизна моего педагогического опыта предполагает новый стиль общения педагога и детей. Моя работа построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной концепции Я – человек. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ психофизического развития детей, выступает как эффективное средство разностороннего развития личности дошкольника, в том числе развитие его двигательной активности.
Техн олог ия опыта.
В своей работе по развитию у детей основных видов движений, я использую разные формы и виды деятельности, что позволяет детям обучаться не навязчиво и занимательно. Знакомлю детей с основными видами подвижных игр. Значимость моей работы определяется :
- созданием атмосферы психологического комфорта в группе;
- знакомством с сюжетными подвижными играми;
- знакомством с бессюжетными подвижными играми;
- знакомством с игровыми упражнениями;
- знакомством с играми-забавами;
- знакомством с народными играми.
Систематическое проведение занятий с использованием подвижных игр, двигательных упражнений, направленных на развитие двигательной активности детей, кардинально влияет на улучшения физического развития детей младшего дошкольного возраста. Можно сказать, что с помощью подвижной игры (заданий, упражнений) дети не принужденно, сами того не подозревая, развивают свои физические фозможности. В целях полноценного физического развития и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста, мною проводятся различные спортивные развлечения и досуги, в которых дети принимают самое активное участие.
- «Мой веселый звонкий мяч»;
- «Мыши водят хоровод»;
- «Эстафеты»;
- «Веселые старты».
Составлена картотека подвижных игр.
Рабо та по физическому воспитанию веде тся не толь ко с восп итан ника ми, но и с роди теля ми. В это не простое время стараюсь проводить с ними онлайн беседы, беседы в родительском чате,консультации. Были сняты видеоролики со спортивных развлечений и досугов, ссылки которых были размещены в интернете для просмотра родителям. Благодаря этому происходит тесное взаимодействие в работе детского сада и семьи. Успех физического развития и восп итан ия наших дете й во мног ом зависит от приобщен ия родителей к данн ой проблеме.
Наши ежедневные прогулки также сопровождаются подвижными играми, играми-забавами. Это безусловно доставляли детям радость, хорошее настроение и не мало важно, побуждает к самостоятельности, которого в настоящее время ой как не хватает.
Обог ащен ие детско-роди тель ских отношений по физическому развитию и восп итан ию осуществляется с план ом работы, кото рый составляется на учеб ный год.
Результативность опыта.
Регулярная и планомерная работа по психофизическому развитию и воспитанию детей младшего дошкольного возраста ведет за собой качественный рост результатов обучения. Мониторинг воспитанников в ходе наблюдения, анкетирования, анализа самостоятельно выполняемых упражнений детьми и проведенный анализ результатов позволяет говорить о целесообразности проведенной работы. То есть, при создании условий по формированию двигательной активности, у дошкольников в процессе проведения подвижных игр развивается и укрепляется опорно-двигательный аппарат, так же игры предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Безусловно игры стимулируют активную работу мыслительной деятельности, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность по физическому развитию, позволяет формировать у детей младшего дошкольного возраста основные виды движений, а также способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Опытом своей рабо ты по развитию ловкости и быстроты у детей младшего дошкольного возраста через подвижную игру делилась с педагогами МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 9».
Представленный опыт может вызвать интерес у педагогов и инструкторов по физической культуре в области физического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста, родителей, желающих принять участие в воспитании и всесторннем развитии своих детей. Представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru в моем личном блоге, а такж е на сайте детского сада, и могу т быть использованы в своей работе воспитателями.
https://www.maam.ru/user s/743667
https://ds9sar.schoolrm.ru/sveden/employees/44294/507693/
Список литературы.
1. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С. 10-14.
2. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей : кн. для учителя / Р. М. Миронова. - Минск: Нарасвета, 1989. - 176 с.
3. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И. Н. Решетень. - М., 1990.
4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. Педагогика 1991. 174 с.
5. Пензулаева, Л. И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л. И. Пензулаева; сост. Г. М. Лямина. - М. : Педагогика, 1984. - 190