Ирина Заказ
Патриотическое воспитание в детском саду сегодня
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается патриотическое воспитание ребенка.
Серьезный этап развития личности малыша начинается с дошкольного возраста. С малых лет необходимо заложить общегражданские качества, сформировать представление об обществе и место ребенка в нем. Патриотические чувства закладываются в раннем возрасте с маминых песен, с чтения первых книжек, с дома, где живет ребенок.
Участие родителей в воспитательном процессе заключается в следующем:
Публикация «Патриотическое воспитание в детском саду сегодня» размещена в разделах
1. Научить ребенка бережно относиться к личным вещам, игрушкам, книгам. Объяснить сколько труда, времени вложено в создание каждой вещи. Развить интерес к чтению, сходить вместе в библиотеку, показать и научить, как пользоваться поиском необходимой литературы.
2. Посетить коллективно музей; сходить к памятникам, мемориалам, возложить цветы.
3. Принимать участие в играх ребенка (конструктор, пазлы, рисование, настольные игры). Во время творческого процесса формируется любовь к труду, умение общаться.
4. «Хлеб – всему голова». С детства надо научить ценить хлеб. Рассказать, как он выращивается, сколько труда вложено в процесс выпечки одной булки. Научить, не выбрасывать хлеб. Показать, что можно насушить сухарики или покормить птиц.
5. Воспитать любовь, уважение к существующим профессиям. Рассказать ребенку про свою работу, чем она полезна, какую пользу приносите вы и чем она нравится.
6. По дороге из садика домой, можно поиграть с ребенком «На что, кого похожи окружающие предметы», посчитать выбранные объекты (машины, деревья, птицы). Это прекрасно развивает наблюдательность и заинтересованность в окружающем мире.
7. Больше совершать прогулки пешком, походы в лес, к реке, на море, в горы. Природа формирует в дошкольниках желание охранять, беречь ее.
8. Рассказать ребенку о его близких родственниках, показать фотографии. Привить любовь к семейным традициям (совместное проведение праздников, поездки на отдых). Это поможет ребенку проявить свою индивидуальность, раскрыть свои таланты.
Эффекта в нравственно патриотическом воспитании дошкольников можно достичь только благодаря совместной работе воспитателей и родителей. Хорошо организовать педагогу в группе патриотический уголок, вовлекая в процесс родителей и детей. Сейчас нравственно патриотическое воспитание детей стало приоритетным и актуальным. Это основа наследственности подрастающего поколения, культуры страны.
Патриотическое воспитание дошкольника начинается с семьи!
Люди, забывшие или не знающие свою историю, уязвимы. Именно поэтому мы всегда должны помнить тех, кто героически защищал нашу страну.
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о селе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свое село. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном селе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры.
Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Рекомендации для родителей:
* Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
* Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.
* Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
* Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
* Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
* Расширяйте собственный кругозор
* Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
* Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
* Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Родительские собрания по теме-тоже важная часть патриотического воспитания дошкольников.
Ведущий. Здравствуйте уважаемые родители! Форма нашей сегодняшней встречи «Встреча с интересными людьми». А интересные люди – это все мы, все вы.
- Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?
Некоторые отвечают: «Да зачем, да пусть детство почувствуют, да наиграются».
Так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм».
-Как вы, уважаемые родители считаете, что означает это слово.
(ответы родителей)
Патриотические чувства нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза говорит: «Всё начинается с детства». С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки которые волнуют, увлекают, ребёнка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребёнок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к стране.
Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт, детсаду.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле, от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации- у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу. Это всё у ребёнка остаётся родным в памяти на всю жизнь.
Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.
-Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.
-Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.
Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.
Любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.
Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.
Именно в семье закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к матери, к своей семье, своему родному городу, к человечеству в целом.
От родителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только если сами родители будут знать и любить историю своей страны, своего народа.
Никакие знания не дадут положительного результата, если родители сами не будут восторгаться своей страной, своим городом, своим селом.
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, которую ты в детстве увидал».
Советы для родителей:
«С чего начинается патриотическое воспитание»
1. Начните с самих себя: «Где любовь да совет, там и горя нет» (р. н. п).
2. С самого раннего возраста давайте понять ребёнку, что главные в семье- это родители, но не унижайте и считайтесь с мнением ребёнка.
3. Не забывайте про родных и близких, помните о старшем поколении. (Можно составить генеалогическое дерево, соберите альбом с фото родных, запишите рецепты бабушек, делайте с ребёнком подарки для близких своими руками и тд.) .
4. С самого рождения знакомьте своё дитя с русским фольклором: колыбельными, прибаутками, потешками, пословицами и поговорками, загадками.
5. Не забывайте читать ребёнку народные сказки (в них добро обязательно побеждает зло, а любовь к родным, своей земле- главное оружие русского человека)
6. Приобщайте детей к традициям празднования народных праздников : выучите стишок, закличку, песенку; сделайте какую- либо поделку, поздравьте родных или просто знакомых.
7. Знакомьте детей с народными играми (играми своего народа) и сами принимайте в них участие. Ребёнок должен быть сильным не только разумом, но и духом.
8. Знакомьте детей с государственными и региональными праздниками, которые имеют большое значение в жизни вашего города (села) .
9. Посещайте с детьми выставки и музеи народного творчества, быта.
10. Учите ребёнка видеть красоту природы, любить свой край.