Светлана Морозова
Патриотическое воспитание младших школьников (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
(материал для выступления на педсовете, для темы самообразования)
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
• сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
• сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
• сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
• сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
Публикация «Патриотическое воспитание младших школьников (часть I)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
• ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
• ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
• ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
• СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
• БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Введение
Современное общество привело к изменению духовных ценностей в среде молодежи. На второй план, к-сожалению, отошли извечные ценности традиционного русского общества, и поэтому возникает необходимость формирования у молодежи высоких нравственных, морально – психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Актуальность проблемы Воспитание (в том числе и патриотическое) подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций.
К-сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.
Определение патриотизма
Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.
Вместе с тем, патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотизм – ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему Отечеству, народу, родному дому и т. д.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Из истории проблемы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. Все они мечтали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.). К этой проблеме обращались в педагогике и в последние десятилетия (Н. В. Ипполитова, Л. И. Мищенко, Л. В. Кокуева, А. В. Вырщиков, Г. Х. Валеева). Целостное педагогическое осмысление ее приводит к необходимости поиска действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания.
Патриотическое воспитание сегодня
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически развитого, здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
• развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
• расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
• изучение живой национальной культуры, народного искусства;
• привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Продолжение следует