Люба Часовских
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе совместной проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, ведь за последние годы в стране произошли большие изменения: поменялись некоторые нравственные ценности, изменились отношения людей к Родине. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе совместной проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
С ранних лет у детей формируются первые представления об окружающем мире. Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период в жизни человека, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки, сильны, поэтому остаются в памяти на всю жизнь. Работа с детьми по данной проблеме проводилась в определённой системе, для этого был составлен перспективный план работы по патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы помочь дошкольникам вырасти морально здоровыми, настоящими патриотами и гражданами своей страны. Работа проводилась по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Материал по патриотическому воспитанию был распределен по следующим блокам:
«Здравствуй – это Я!»
«Семья и детский сад»
«Мой край родной»
«Россия Родина моя»
В каждый блок включались специально разработанные комплексные занятия, построенные с учё том педагогических принципов: историзм; дифференциация; единство эмоций, действия, интеллекта, гумманизации, интегративности. Поставленные цели и задачи осуществлялись с помощью проектного метода. Совместно с детьми и родителями, как равноправными участниками развивающегося процесса, были созданы такие проекты : «Моё имя», «Моя семья», «Мой любимый город», «Моё Отечество». Проект «Моя семья» выполнялся на листе бумаги. Родители совместно с детьми при помощи изобразительных средств создали генеалогическое дерево, показали ребёнку его родословную. Создавая данный проект, помогали детям лучше понять связь времён, историю своей семьи, воспитывали чувство гордости за своих предков. Родители совместно с детьми оформили альбомы каждый о своей семье. После летнего отдыха была проведена фотовыставка «Наш отдых», на которой были представлены фотоматериалы, совместного отдыха детей с членами их семей. А также оформлены выставки коллекций морских сувениров, совместных поделок. Был проведен конкурс рассказов о летнем отдыхе.
Занятия, посиделки, именины проводились в этнографической комнате – «русская изба». Всё это помогло лучше познакомить родителей и детей с жизнью русских семей в старину, с русскими обычаями, традициями – гостеприимством, состраданием и взаимопомощью, с историческими корнями. Дети узнали новые слова: хлебосольство, радушие, пир на весь мир, утешение, помощь и другое.
Педагогическую работу по ознакомлению с родным краем проводили, основываясь на системном подходе. Содержание знаний о родном крае условно разделили на три блока: мир природы, деятельность человека, культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном городе положена взаимосвязь между этими тремя блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры. Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности : экскурсии, целевые прогулки по городу, посещение музеев, мемориальных комплексов, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность (изготовление гербов, макетов, природных ландшафтов).
Вовлекая родителей в совместную проектную деятельность, мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. В результате проектной деятельности по патриотическому воспитанию детей в группе был создан мини-музей. Он является интерактивным, так как в нём собран материал, позволяющий детям самостоятельно познавать и закреплять изучаемые темы, воспитывать маленького гражданина.
Работа, построенная таким образом, помогает детям не только понять смысл малой родины, государственных символов, но и значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает в нём чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Литература:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель 2007.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Москва: ЦГЛ, 2007.