Исалиева Малика
Патриотическое воспитание дошкольников на примере жития православных святых
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №10 Г. МАРКСА
ДОКЛАД на тему:
«Патриотическое воспитание детей на примере жития православных святых»
Работу выполнила: воспитатель Иссалиева М. М.
г. Маркс
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание воспитанию подрастающего поколения.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников на примере жития православных святых» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
Быть патриотом и любить свою родину надо учить с младенческих лет.
Детский возраст, как учат святые отцы и, в частности, Святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то в впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование.
Вот почему так важно обращаться Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находиться в генетической памяти народа. Вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах.
До настоящего времени из школьных учебников дети лишены возможности узнать о духовной основе героических действий Александра Невского и Дмитрия Донского, которые являются не только русскими князьями, но и святыми благоверными Русской Православной Церкви, преподобного Сергия Радонежского, называемого игуменом земли Русской, воинов-схимников Пересвета и Осябли и других выдающихся личностей русской истории, воплотивших в своей жизни идеал святости.
В связи с тем, что у детей преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать те события из житий святых, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию. Дети с удовольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом хочу познакомить вас с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию, любви к родителям (например, когда те просят его остаться дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). А любовь к животным оказалась сильнее страха и у него появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. И даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим…
От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России – зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.
В воспитании подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Ведь святые – это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек.
Кроме того, в их житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа. А что может быть важнее для человека, чем жизнь по вере и совести.
Взгляд Православной Церкви на патриотизм
Для христианина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним.
Христианин-патриот любит свое Отечество как место где пребывает и сохраняется Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
1 Поэтому, для православного христианина, выполнение гражданских обязанностей представляются как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, пишет этот же святой, потому что: «Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах».
2 В то же время любовь к своему Отечеству, в православном понимании, подразумевает собой любовь не только к своему народу, как хранителю вековой православной культуры и благочестия, но любовь и уважение ко всем другим народам, населяющие наше государство, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви к ближнему.
3. Ближний – это человек, который, вовсе не обязательно является тем, кто разделяет наши религиозные убеждения
4. О том, что патриотизм и гражданский долг были в почете у христиан первых веков свидетельствует каноническое послание святителя Григория Чудотворца которое он написал по поводу бывшего вторжения варваров в понтийскую область.
Патриотизм как явление религиозного характера
Общей душой народа стала Православная Церковь.
Христианская вера «соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский.
Святая вера Православная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви
Поэтому религиозная сторона патриотизма, в русском его проявлении, должна считаться определяющей в процессе воспитания. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего народа.
Религиозные начала жизни сформировали особый менталитет русского народа. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе исторического процесса в среде простого народа термин «»русский» приобрел характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова православный».19 Особенно сильно такого рода национальная самоидентификация проявлялась во время войн и вооруженных конфликтов. «Конфессионим «православные» выполнял функцию этнического определителя русских».
Православная вера настолько вошла в сознание народа, что определяла как бы помимо воли мировоззрение и поведение каждого от рождения до смерти, даже вне видимой связи с Церковью. Потрясения, произведенные в душе народа революцией, советский солдат всегда оставался по духу русским солдатом и преемственность сокровищ его души, полученных от Православия, проявлялась уже на полях сражений Великой Отечественной войны.
Заключение
Итак, подведем итоги и сделаем выводы о патриотическом воспитании :
- главным и первым предметом образования было учение христианское;
- наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве;
- при воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства;
- из поколения в поколение передавались правила поведения в соответствии с Законами Божиими
- детей воспитывали строго, но с любовью в Богу, родителями и окружающим;
- правильное развитие современной жизни может происходить только на основе религии;