Елена Короленко
Патриотическое воспитание дошкольников через театрально-литературное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм-слово греческого происхождения, обозначающее любовь к родине, преданность к своему отечеству, своему народу. Из этого определения следует наличие трех основных объектов патриотизма : родина, отечество, свой народ.
В данном контексте, исходя из толкований (В. И. Даль; С. И. Ожегов, родина - место рождения, общность, в которой воспитывается ребенок, а также незримый небесный покров, который наделил определенным содержанием душу ребенка, появившегося на свет в этом небесно-земельном пространстве; отечество - государство, обозначенное границами, включающими родину; народ - жители отечества.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через театрально-литературное творчество» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Естественно, что патриотическое воспитание необходимо осуществлять, начиная с дошкольного возраста и чувство патриотизма должно быть положено на твердый духовно-нравственный фундамент.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» определил направления развития и образования детей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает в частности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлениях о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В патриотическом воспитании ключевыми словами являются любовь и преданность, категории высших чувств, на которые способна только высокоморальная личность, поэтому нами была выбрана литературно-театральная сфера. Ведь именно в литературе русская культура нашла свое самое глубокое выражение, а изучение классической словесности есть один из важнейших способов национального самопознания.
А как оживить слово для ребенка? Только через театральное искусство. Ведь оно близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. А литература это камень, на котором возводится здание театра.
А так как творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, то именно театрально-литературное творчество было выбрано как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Данное направление позволяет интегрировать все образовательные области в игровой деятельности, единственно доступной и интересной детям дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте патриотическое воспитание осуществляется согласно возрастным группам.
1. Младший дошкольный возраст :
Приобщение детей к устному народному творчеству через русские народные песенки, потешки, прибаутки, загадки о природе, о животных, о своих родных, о самом себе, чтение народных сказок, театрализованные представления. Разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…», «Ладушки». Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок».
2. Средний дошкольный возраст :
показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей через ассоциативный ряд, способствующий восприятию образа родины. Беседы: «Кто к нам в гости пришёл?», «Народная игрушка – матрёшка», «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Народная игрушка – кукла-самоделка», «Потешный промысел наших предков», «Глиняный человечек».
Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Кто придумал эти сказки?».
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр «Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова?», «Из какой сказки иллюстрация?» и т. д. Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея «Русская народная игрушка», в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам, мастер-класс для родителей «Пальчиковая гимнастика»( «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки»). Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба" и т. д.
Формирование нравственно-патриотических качеств через ознакомление с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых людей. Организация уголка русской избы, уголка ряженья, народные игры, сказки, потешки, хороводы, прибаутки, присказки, заклички, поговорки, разыгрывание небольших представлений для детей младшего возраста, знакомство с народной игрушкой, народными музыкальными инструментами.
В старшем дошкольном возрасте историко-культурологическое восприятие родины происходит через знакомство с народными традициями и обычаями, произведениями русской и советской классической литературы, чтение и воплощение в театральных постановках сказок, былин, знакомство с обширным литературно- музыкальным историческим материалом, игр на основе фольклора, сказок, былин. Нами используются такие формы работы как выставки разностилевых колокольчиков с прослушиванием колокольных перезвонов, народных игрушек, произведений декоративно-прикладного творчества, магнитов с изображениями старинных русских городов; русские посиделки с народными играми, творческие мастерские по народным промыслам. Совместно с родителями был реализован проект «Кукла тряпичная – игрушка отличная», в ходе которого дети и родители не только научились изготавливать тряпичные куклы, но и познакомились с народными обрядами и традициями, связанными с ними. Приобщаясь к традициям русской православной культуры воспитанники ДОУ побывали на ознакомительной экскурсии в храме во имя иконы Божией Матери «Прибавление (подательнице) ума».
Ярким результатом совместного литературно-театрального творчества детей, родителей и педагогов стала постановка спектакля, посвященного традициям и празднованиям русского народа «Вот просыпается земля…» Сценарий был создан педагогами на основе произведений русских классиков (А. Майкова,Ф. Тютчева, А. Фета) Духовно-нравственный спектакль был показан всем воспитанникам детского сада и родителям. В ХIX областном фестивале детского творчества «Светлый Праздник» пасхальная театральная постановка заняла первое место.
Таким образом была охвачена вся смысловая цепочка родина-отечество-народ, являющаяся стержнем патриотического воспитания в детском саду и способная воспитать истинного отечестволюбца через любовь к ближнему, своему отечеству, его истории и культуре.
1. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание/В. И. Даль. -М. ,2008
2. Словарь русского языка/С. И. Ожегов. -М. ,1984
3. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
4. Программа Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович «Театр — творчество — дети»
5."Театрализованные занятия в детском саду"/ М. Д. Маханева. ТЦ «Сфера»., 2001