Мария Арещенко
Патриотическое воспитание дошкольников через призму культурно-досуговых мероприятий. Технология досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Арещенко Мария Юрьевна
МДОУ «Детский сад №36 «Колокольчик»
с. Солдато-Александровское Советского района
«Патриотическое воспитание дошкольников через призму культурно - досуговых мероприятий (технология досуговой деятельности)»
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через призму культурно-досуговых мероприятий, Технология досуговой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины священным долгом.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Воспитание патриотизма, гражданственности у подрастающего поколения в непростых современных социально-исторических условиях, является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего и будущего России.
Культурно - досуговая деятельность в дошкольном учреждении традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей, эффективной формой воспитания у них чувства патриотизма. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, являются источником новых впечатлений для ребенка, дает эмоциональный стимул, позволяет расширить рамки событийных представлений.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-патриотических чувств. Перед игрой я, как правило, рассказываю о культуре и быте того или иного народа ( русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», игра-инсценировка «Теремок», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и т. д.)
В нашем детском саду фольклорные праздники являются традиционными. Одним из таких фольклорных праздников считается проведение Масленицы, в процессе подготовки и проведения которого дети познакомились с произведениями устного народного творчества (пословицами, поговорками, потешками, частушками, загадками, закличками, народной музыкой, играми, персонажами фольклора (скоморохи, Весна-красна, Масленица и др.) Приятным и ожидаемым завершением праздника является угощение участников пышными, душистыми, «с пылу, с жару» блинами.
Отдельно надо сказать о таком государственном празднике, как День защитника Отечества. В процессе подготовки к этому мероприятию, наши воспитанники познакомились с военной формой различных родов войск, прониклись уважением к защитникам Родины. В спортивных эстафетах дети состязались в силе и ловкости: учились метко попадать в цель, проходить «полосу препятствий».
Неоспоримое значение для воспитания патриотических чувств у детей имеет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группах. Были оформлены специальные зоны: для детей младшего возраста – уголки по социально - нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родное село).
Для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, мы использовали различные методы и приемы в ходе досуговой деятельности :
- игровые - познавательные занятия, как в помещениях детского сада, так и на улице на тему: «Моя семья», «Наша Родина», «Осень на участке детского сада», «Дом в котором я живу».
- беседы на тему: «Чему учит мама своих малышей», «Я потерялся, как быть», «Мой домашний адрес», «Что ты видел по дороге в детский сад», Как помогаешь маме?».
- творческие рассказы детей на тему: «Что было бы, если я был взрослый», «Три богатыря», «Мой любимый детский сад».
- изготовление детьми подарков для родных и близких к 23 февраля, 8 марта.
В результате реализации задач патриотического воспитания добились следующих результатов:
1. У детей сформировались первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, доброжелательности, послушании, и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др. ;
2. Дошкольники стали :
активнее проявлять чувства любви и уважения к родным и близким, стали более благодарными;
стали доброжелательными к окружающим (приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо;
проявлять любовь к своему Отечеству, интерес к своей Малой Родине.
Результаты работы по нравственно - патриотическому воспитанию проявляются в том, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью.