Самбур Елена
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников
Воспитание гражданского самосознания необходимо начинать как можно раньше, задолго до того, как ребёнок осознает себя частью большой страны. Любовь к Родине растёт в человеке вместе с любовью к своим родителям, семье, улице детства и городу. Семья учит маленького человека любить, чувствовать целостность мира и собственную к нему причастность. Для этого нужен достойный пример.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Дошкольное учреждение выполняет важную задачу зарождения основ патриотизма как высшего из нравственных чувств. Позитивные эмоции, получаемые в процессе коммуникации со сверстниками, воспитателями и ближайшим окружением ребёнка, становятся основой мира чувств, из которого впоследствии вырастет патриотизм. На этапе дошкольного обучения ведущая роль в этом процессе отводится воспитателю.
Пути приобщения дошкольника к национальному самосознанию могут быть следующими:
• посредством знакомства с историей народа
• через обычаи и традиции
• при помощи культурного наследия
История нашей страны насчитывает не одно столетие, и за это время был накоплен огромный пласт, положенный в основу современной культуры. Знание человеком своих корней позволяет не только крепко стоять на ногах, но испытывать гордость за деяния предков и радость от принадлежности к древней и сильной нации. В произведениях литературы, искусства, традициях содержится обширный педагогический материал.
Дошкольники испытывают массу различных эмоций и впечатлений и не всегда могут интерпретировать испытываемое чувство. Деятельность педагога дошкольного образования направлена на оказание помощи ребятам и выделение наиболее доступных и понятных из них. С этой целью готовятся дополнительные занятия по воспитанию в школьниках патриотизма.
Патриотизм – понятие обширное, и на каждом этапе взросления оно приобретает дополнительные составляющие, человек больше узнаёт о своей Родине, истории народа и государства, начинает смотреть в перспективу. Однако основы остаются неизменными, и на начальной ступени развития в детском саду патриотизм для ребё нка находит отражение в следующем:
• привязанность к семье, родным;
• любовь к месту рождения, малой родине;
• желание оберегать всё живое;
• уважение к труду, своему и чужому;
• знание базовых прав человека;
• развитие гордости за свою страну;
• уважение к другим народам и нациям.
Младшие дошкольники воспринимают детский сад как часть родного дома и к педагогам относятся соответственно. Малыши знакомятся с садом, сотрудниками и начинают узнавать о труде окружающих их взрослых. В этом возрасте ребёнок уже может оказывать посильную помощь в уборке своей группы и участка для прогулок, наведении порядка и чистоты на рабочем месте.
В старшей дошкольной группе, когда дети начинают воспринимать абстрактные понятия, начинается приобщение к культуре и традициям. Посредством развития эстетических чувств педагоги прививают любовь к родному краю. Ребята знакомятся с живописью, музыкой, обычаями своего народа, участвуют в выступлениях, выставках работ, рассказывают стихи и исполняют песни.
В этом возрасте происходит знакомство с государственной символикой и гимном. Педагог рассказывает о стране, столице и малой родине ребят. Привлечение регионального компонента позволяет не только показать историю, судьбу и уникальные особенности того края, в котором родился ребёнок, но и осознать причастность ко всей стране в целом.
Работа институтов воспитания гражданской позиции начинается с малого и продолжается в течение всей жизни человека. В сознании ребёнка происходит трансформация, расширение границ: от двора, знакомого с рождения, до огромной страны с её городами, лесами, реками и горами. Поэтому так важно поддержать ребёнка на этапе самоидентификации и обозначить правильные ориентиры.
На сегодняшний день вопрос патриотического воспитания будущих граждан поднимается на государственном уровне, и это накладывает на педагогов большую ответственность. Но без сотрудничества с семьями воспитанников, отсутствия ежедневного примера результат будет далёк от желаемого, потому что патриотизм есть результат социального взаимодействия между поколениями, передача, сохранение и приумножение опыта и духовного наследия.