Марина Килунина
Патриотическое воспитание детей как психолого педагогическая проблема дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – одна из важных черт гармонично развитой личности. С самого раннего возраста необходимо воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру, историю, природу и ценности своего народа. А начинать нужно воспитание с основ – с семьи, семейных традиций, с чувства любви и гордости за свой город, улицу на которой живешь и людям, которые окружают. Содержание нравственного воспитания отражено в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Традиционные блоки нравственного воспитания дошкольников : коллективизм, гуманизм, патриотизм, трудолюбие. Современное отношение к выделенным блокам - воспитание счастливого ребенка. В воспитании любовь и счастье являются ведущими принципами. Программа придает особое значение развитию личностных характеристик ребенка, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, а также в качестве одной из важнейших задач ставит воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма, активной жизненной позиции, развивает творческий подход к решению различных задач, уважение к традиционным идеалам. Перед системой дошкольного образования стоит задача – правильное моделирование патриотических чувств у подрастающего поколения. Главной целью нравственно-патриотического воспитания является воссоздание патриотизма в умах дошкольников как важнейшей духовной и социальной ценности через привитие любви к родному краю. Основным направлением такого воспитания считается формирование сферы деятельности, которая создает условия для эмоционального сближения детей, для возникновения общих социальных чувств и эмоций при взаимодействии с другими гражданами страны. В соответствии со стандартом дошкольного образования (ФГОС) педагогам предъявляется задача моделирования первичных представлении об Отечестве, о культурных ценностях и идеалах народа, о его традициях и обычаях. Современное подрастающее поколение плохо осведомлены о городе, в котором живут, об особенностях традиций, часто они не испытывают эмоциональной близости с родственниками. Поэтому главная задача дошкольного образования – привить детям любовь к родному краю, сформировать у них чувства гордости за свою страну, любви и уважения к армии, воспитать уважение к родному дому и краю, а также развить интерес ребенка к жизни общества и государства. Педагоги начинают формировать у детей уже с дошкольного возраста навыки самостоятельности, активности, инициативности в решении различных проблем, использовании полученных знаний на практических занятиях и в процессе игровой деятельности. Необходимо воспитывать у ребенка понимание духовной ценности простых обыденных вещей, например, ценность национальных костюмов, картин отечественных художников, национальной домашней утвари. Применение регионального компонента в воспитании детей имеет, конечно же, немаловажное значение. Огромную роль в развитии нравственно-патриотических чувств играет предметно-пространственная среда дошкольного образования. Необходимо правильным образом оформить патриотический уголок с изображениями родной земли, книгами о родном крае, символикой государства, национальными куклами и пр. Эти вещи создадут почву для формирования и развития патриотических чувств детей. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Патриотическое воспитание в детском саду - это сложная социально - психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т. д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д. Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.