ЕЛЕНА ПАВЛОВА
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием метода проектной деятельности в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием метода проектной деятельности в условиях ДОУ
Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит
жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием метода проектной деятельности в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, а материальные ценности доминируют над духовными. Экраны телевизоров пестрят американскими мультфильмами, а в магазинах сплошь иностранные игрушки, которые нередко оказывают отрицательное воздействие на развитие ребенка, книгам с русскими сказками противостоят глянцевые журналы для детей, рассказывающие о супергероях. Не только дети, но и взрослые не знают народных праздников, обрядов, обычаев. А ведь если не знать собственной культуры — это равнозначно тому, что потерять память, а значит не помнить своих предков и всего накопленного годами опыта жизни.
Дошкольное детство – это важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В результате поисков я пришла к мнению, что метод проектов является основным средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Использование метода проектов позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности, привлечь к продуктивному сотрудничеству родителей. В ходе совместной деятельности над проектом дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим и получают право на саморазвитие.
В нашем детском саду нравственно-патриотическому воспитанию уделяется постоянное, большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Используем при этом разные формы работы с детьми и родителями, тесное взаимодействие педагогов со специалистами ДОУ и, прежде всего, с музыкальными руководителями. Ибо невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании.
В 2021-2022 учебном году наш педагогический коллектив осуществлял значительную часть своей деятельность в рамках проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Нам посчастливилось родиться на Руси». Тематика проекта была одобрена нашими родителями. Это мы выяснили в ходе соответствующего анкетирования.
Цель проекта : воспитание юного патриота родного края и своей страны.
Задачи проекта :
• воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу, краю;
• формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
• расширять представления о России, ее столице, других городах;
• знакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
• развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
• воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию;
• развивать чувство ответственности и гордости за достижения России. Формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• воспитывать эстетические нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка.
Необходимые условия реализации проекта :
• интерес детей, родителей, педагогов;
• наличие методических разработок;
• интеграция со специалистами детского сада;
• учет интересов каждого ребенка;
• детская деятельность без принуждения;
• предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
• совместное со взрослыми поэтапное достижение цели;
• тематика из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Ожидаемый результат:
• обогащена групповая предметно-развивающая среда;
• разработаны групповые проекты, конспекты занятий, итоговых мероприятий;
• у дошкольников сформированы представления о родном городе, крае, стране; желание быть патриотам своей Родины, чувствовать себя ответственным за то, что происходит в ближайшем к ребенку окружении.
Реализация воспитательно-образовательного проекта осуществляется через разные формы и по следующим основным блокам.
1. «Семья и детский сад».
2. «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой».
3. «Россия — Родина моя».
4. «Культура разных стран и народов».
Формы реализации проекта :
• анкетирование родителей;
• консультация по патриотическому воспитанию детей и памятка для родителей «Дни воинской славы России»;
• традиция «Встречи с интересными людьми»;
• фольклорный праздник «Начало всех начал»;
• групповые литературные праздники;
• русские народные игры и игры народов мира;
• участие в городских конкурсах детского творчества;
• оформление групповых тематических альбомов;
• чтение произведений художественной литературы;
• НОД и, естественно, музыкальные занятия;
• мероприятия в рамках реализация парциальной программы «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет»
• групповые патриотические проекты;
• выставки совместных работ детей и взрослых разной тематики;
• создание групповых патриотических уголков;
• народные праздники: «Осенний праздник урожая», «Масленица», «Праздник встречи весны»;
• общегражданские праздники: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день;
• музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы, возложение цветов в городском сквере воинской славы;
• конкурс чтецов;
• экскурсии в городской краеведческий музей, музей природы, городской дендрарий, школу народных промыслов «Артель»;
• экскурсии, целевые прогулки по городу;
• игры-путешествия, познавательные часы в детской городской библиотеке № 2;
• спортивный конкурс «Здоровая семья» в детском саду (старшие, подготовительные группы);
Фактически все запланированные мероприятия проекта не обходятся без тесного, творческого взаимодействия музыкальных руководителей и педагогов. Все мы делаем совместно: обговариваем сценарии, включаем в них интересные предложения воспитателей, работаем с родителями (участие в сценках, танцах, репетиции, подготовка сюрпризов для детей, подбираем исполнителей для ролей, придумываем костюмы; сопровождаем работу воспитателей в рамках реализации проектов, помогаем при проведении групповых мероприятий (подбираем музыкальное оформление, готовим с детьми необходимые выступления). Много внимания уделяем слушанию музыки патриотического характера.
С воспитателями и детьми подготовительной группы № 7 мы целенаправленно работаем уже второй год. И в прошлом году вместе с воспитателем Тереховой В. В. успешно провели открытое мероприятие для наших воспитателей по теме «Россия — Родина моя».
В рамках общего проекта «Нам посчастливилось родиться на Руси» каждая возрастная группа работала над двухмесячным групповым проектом. Музыкальные руководители в соответствии с планами воспитателей принимали в этих проектах самое активное участие.
Младшие группы: групповые проекты «Путешествие в мир сказки», «Моя семья».
Средние группы: групповые проекты «Люблю березку русскую.», «Для страны все профессии нужны».
Старшие группы: групповые проекты «Хлеб всему голова», «Моя малая родина — город Железногорск».
Подготовительные группы: групповые проекты «Мастера земли русской», «Россия — Родина моя».
Итоговые групповые мероприятия провели в рамках фестиваля «Мы — маленькие граждане России».
Я считаю, что использование проектного метода в работе с детьми — интересная, очень творческая деятельность, у нее много возможностей для всех участников проекта, она способствует сплочению педагогического коллектива, развитию инициативы, раскрытию способностей и талантов взрослых и детей. Хочу подчеркнуть, что участие в проекте родителей воспитанников — обязательное условие реализации проектов. Самым активным родителям мы вручаем грамоты и благодарственные письма на родительских собраниях.
Мне очень понравилось работать над проектом и поэтому в дальнейшем я планирую начать работу над самостоятельным музыкальным проектом с детьми старшего дошкольного возраста.