Ольга Гуйванская
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Аннотация
В статье описываются основные характеристики патриотического воспитания как одного из основных направлений социального воспитания дошкольников. Раскрывается определение «патриотизм». Приводятся примеры педагогических методов и инструментов, используемых педагогами дошкольного образования в процессе патриотического воспитания. Определены основные специфические характеристики педагогического воздействия в рамках патриотического воспитания дошкольников. Подчеркивается важность патриотического воспитания в период дошкольного образования современных детей.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: патриотическое воспитание, воспитание, патриотизм, дошкольники, социальное воспитание.
Национальный проект «Образование» направлен на достижение цели, определенной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов; федеральный проект «Патриотическое воспитание» — на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках данного проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
Нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Она решается во всех видах детской деятельности в ДОО. Важно и воспитание в семье, поэтому серьезную роль играет формирование патриотических качеств у современных родителей, ведь патриота может воспитать только патриот, человек, знающий и любящий свою историю и свою Родину.
Воспитание традиционно понимается как сложный многокомпонентный педагогический процесс, имеющий своей целью формирование у человека системы норм и ценностей, принятых обществом. В самом общем смысле, «воспитание» можно определить, как «научение». Современное образовательное пространство представляет собой комплексный многофункциональный механизм. С момента рождения и на протяжении всей жизни человека его сопровождает потребность в познании окружающей действительности.
Познавательная активность – неотъемлемый компонент социализации. В условиях современной реальности, социальный контекст воспитания становится особенно актуальным, поскольку общество нуждается в способах и средствах приобщения подрастающего поколения к общепринятым нормам поведения. Так, одним из наиболее важных направлений комплексного процесса воспитания детей дошкольного возраста становится патриотическое воспитание.
Анализ научного определения в различных словарях позволяет сделать вывод о том, что «патриотизм» – это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним. В контексте дошкольного образовательного учреждения воспитание патриотизма у детей сводится непосредственно к формированию чувства привязанности, любви к своей семье, коллективу воспитанников, детскому саду, городу, селу, стране.
Патриотическое воспитание – многогранный и сложный педагогический процесс. Система ценностей дошкольников формируется одновременно в образовательной деятельности, играх, культурно-массовых мероприятиях, параллельно любым бытовые действиям. Целостное восприятие дошкольником окружающей действительности характеризуется преобладанием эмоционального компонента. Этот факт обуславливает особенности процесса выбора педагогических инструментов. Чувство гордости за свою страну, народ и традиции прививается непрерывно через беседы, просмотр видеофильмов, чтение литературы о родине, пение патриотических песен.
Педагогическое воздействие в рамках патриотического воспитания – последовательно и логично. От любви к семье и родителям, своему дому, дошкольник постепенно узнает о ценности своего народа и страны, в которой он живет. Материал, используемый педагогом в процессе работы, должен быть ярким и наглядным. Патриотическое воспитание осуществляется в соответствии с возрастными особенностями различных групп дошкольников. Младшим группам важно запомнить свою фамилию, домашний адрес, адрес (название) своего детского сада. Детям старшего дошкольного возраста следует знать историю своего города, региона, символику своего государства – герб, флаг, гимн.
Патриотическое воспитание имеет своей целью формирование нравственности. Дети выражают свои чувства через творчество, изготавливая тематические открытки, поделки, разучивая песни и стихи о родине.
Как известно, в работе с дошкольниками особенно важны правильные, выразительные наглядные материалы. Огромную их часть составляют живописные произведения. Кто, как не художники — люди, умеющие тонко чувствовать и передавать настроения, события, — могут донести важность человеческих подвигов, трагедий, радости, силу единения перед общей опасностью, гармонию человека с природой. Дети дошкольного возраста благодаря изобразительному искусству будут не только созерцателями прошлого своей Родины, но и, воплощая в рисунках свое видение событий, станут патриотами, отражающими в рисунках будущее своей страны.
Обеспечение эмоционального отклика ребенка в творчестве достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим. На основании этого в программе «От рождения до школы» выделяются следующие важнейшие образовательные ориентиры:
— обеспечение эмоционального благополучия детей;
— создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
— развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
— развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Благополучие эмоционального фона ребенка напрямую связано с его отзывчивостью, эмпатией к событиям и другим людям, т. е. со способностью воспринимать, чувствовать и искать эмоциональный отклик на поступки других людей, нести ответственность за собственные поступки.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование патриотизма у детей дошкольного возраста неразрывно связано с художественно-эстетическим развитием, ведь именно искусство несет в себе правильный эмоциональный посыл, способный закрепить в понимании ребенка важность любви к своей семье, Родине и ее истории, формирует способность сопереживать другим.
Для педагога образовательного учреждения становится принципиальным применение специальных методов и средств, повышающих педагогическую эффективность воспитательного воздействия. Так, например, тематические рассказы с целью патриотического воспитания детям должны быть лаконичными, удерживающими внимание, эмоционально-окрашенными. На протяжении всего образовательного процесса в дошкольный период детям следует прививать чувство коллективной ответственности, формировать умение помогать друзьям, быть отзывчивым, сопереживать.
Такие качества развиваются в общих делах, через коллективный труд, в подготовке к участию в культурных мероприятиях. Наиболее яркими в эмоциональном плане являются педагогические методы, подразумевающие интерактивный характер взаимодействия педагога и воспитанников. Викторины, дидактические игры на патриотическую тематику, экскурсии детского сада в краеведческие музеи родного города, по местам исторического значения, конкурсы патриотической песни и стихов. Чем более разнообразным будет педагогический инструментарий в ходе реализации цели патриотического воспитания дошкольников, тем выше эффективность таких мероприятий.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений становятся первым звеном в цепочке патриотического воспитания, сопровождающего человека на протяжении всей жизни. Его основной задачей становится формирование у детей стойкого интереса к изучению истории своего города, края, страны, зарождение чувства ответственности перед близкими, способности защитить слабого, необходимости беречь природу вокруг нас. В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Таким образом, формирование эффективной стратегии патриотического воспитания на протяжении всего периода дошкольного образования детей, становится одной из основополагающих задач современного педагога. Патриотическое воспитание в силу своей поликомпонентной структуры, сложно оценивать с точки зрения педагогической эффективности. То, насколько полно будут сформированы у человека его гражданская позиция, способность к самоопределению, стремление участвовать в общественных преобразованиях, возможно оценивать в динамике на протяжении всей жизни человека.
Литература
1. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет : Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М. : Сфера, 2007. 2. Корчажинская С. Воспитываем патриотов // Дошкольное воспитание. – 2006. – №6. – С. – 27. 3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 36 -46. 4. Вераксы Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : – Мозаика-Синтез, 2014.