МААМ-картинки

Патриотическо — нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Екатерина Тимонова
Патриотическо — нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие - то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании

Публикация «Патриотическо — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

А. В. Запорожец отмечает, что с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекаться культурой, историей своего народа. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Характерными чертами русских являются собранность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценности других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы - самобытная нация. Чтобы в наше время воспитать патриота своей Родины, нужно с детского сада прививать детям - любовь к родному языку, к историческому и культурному наследию народа, к Отчизне [3].

Опираясь на возрастные особенности дошкольников, М. И. Кольцова выделила следующие особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

1. Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т. д. ; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери: Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу: Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

2. Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий край» и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого patris - родина) чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства [1].

3. На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого взрослого как носителя положительного способа поведения, а также произведения фольклора - потешки, песенки, сказки, отмечается в исследованиях В. С. Мухиной [2].

На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Воспитателю необходимо привлекать внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него). В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте : оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Общеспецифическим средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности, отмечается в исследованиях А. В. Запорожца [3].

Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная музыкальная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка, поэтому фольклор выступает базовой ценностью, отмечает В. П. Аникин [1].

Л. С. Выготский, положив начало деятельностному подходу в психологии, считал, что психология без учения об эмоциях немного стоит и грозит превратиться в дисциплину, изучающую не человека, а некие хитроумные логические машины. Согласно его психологической концепции, сущность и источники происхождения самого глубинного и интимного, что есть в человеке, заключаются не в нем самом, не в его внутренних, телесных, внутриорганических процессах и не в имманентно присущих его духовной организации свойствах, а в его внешней, предметно-чувственной деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми, в создаваемых обществом произведениях культуры, в том числе культуре художественной, в сокровищах искусства – национальном фольклоре [7].

4. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, в том числе приобщение к национальному фольклору. Система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в музыкальном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей, отмечает Н. А. Ветлугина [7].

5. Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Поэтому еще в семье, в детском саду необходимо создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и творческим ремеслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты музеев). Надо знакомить детей с характерными традициями и обычаями русского народа, вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к основополагающим нравственным ценностям своего народа, формировать положительное отношение к ним и желание блюсти их в повседневной жизни, отмечает Г. А. Остроух [5].

6. Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводят особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка, отмечается в исследованиях М. Н. Мельникова [7].

На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. В период дошкольного возраста формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных стремлений определяется характером и направленностью воспитательных влияний среды, воспитателей и особенностями наследственной генетической структуры организма ( последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности: ребенок их не выбирает, повлиять на них не в состоянии). Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми, возможности детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно допустить утверждение о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослым и под его влиянием, а затем и в свободной самостоятельной деятельности ребенка.

Таким образом, период дошкольного детства по своим психологическим способностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических чувств, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость к взрослым, стремления повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, являются: формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним; формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом; воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства; формирование в ребенке национального духовного характера; развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края; совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых в том числе, исполнение народных песен и танцев; тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки, в ходе освоения детьми музыкального фольклора; создание эвристической среды в детском саду и в семье; создание педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста, посредством применения музыкального фольклора.

Список использованных источников

1. Аникин, В. П. Детский фольклор /Аникин В. П. - М. : Юрайт, 2015. - 218 с.

2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина - М. : Культура: Акад. проект, 2014.- 238 с.

3. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Юрайт, 2014. — 510 с.

4. Виноградов, Г. С. Детский народный календарь/ Г. С. Виноградов. – Сибирская живая старина, Иркутск, 2015.- 117 с.

5. Ветлугина, Н. А., Музыкальное воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина – М. : Просвещение, 2012. – 240 с.

6. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 2011. – 255с.

7. Выготский, Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский, - М. : Педагогика, 2010.- 325 с.

8. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М. : - «Академия», 2015. - 320 с.

9. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ А. Н. Зимина – М. : Академия, 2014. – 304 с.

Публикации по теме:

Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Коробицкая Анастасия Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 156 Духовно.

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада «Тополёк» Токарёвского района.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Консультация для родителей «Патриотическое-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Задачей патриотизма является формирование любви к Родине. Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на.

Презентация дополнительной образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» 2 слайд: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших задач, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Презентация «Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Якунина Елена Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» на базе МБДОУ-ДС №22.

Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Составитель: Брагина Л. Н., воспитатель Март, 2019.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическо — нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 августа 2019 в 09:23
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическо — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Тимонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД