Ирина Ивановна Жабина
Паспорт развивающей предметно–пространственной среды младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Физкультурно-оздоровительный центр»
Цель: физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Задачи:
создавать оптимальные условия для двигательной активности детей в свободное время;
способствовать формированию ценностей здорового образа жизни;
стимулировать совершенствование двигательного опыта и физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, силы;
формировать волевые качества: выдержку, упорство.
Оснащение центра:
Мячи резиновые (разного размера);
Публикация «Паспорт развивающей предметно–пространственной среды младшей группы» размещена в разделах
Мячи пластмассовые;
Массажные мячи;
Бубен маленький;
Скакалки;
Кегли;
Султанчики;
Мешочки с песком;
Обручи;
Массажные коврики;
Кольцеброс;
Игровое пособие «Осьминог»;
Игровое пособие «Кот и мыши»;
Альбом «Виды спорта»;
Картотеки:
«Пальчиковая гимнастика»,
«Физкультминутки»,
«Гимнастика после сна»,
«Дыхательная гимнастика»,
«Точечный массаж»,
«Гимнастика для глаз»,
«Игры и упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки с детьми раннего возраста»,
«Подвижные игры»,
«Игры на релаксацию»,
«Русские народные игры».
Центр детского творчества «Фантазёры»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
Приобщать к изобразительному искусству;
Развивать навыки продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
Развивать детское творчество.
Оснащение центра:
1. Оборудование для художественного творчества:
Альбомы,
Гуашь,
Простые и цветные карандаши,
Мелки восковые,
Баночки для воды,
Трафареты для рисования,
Кисти,
Фломастеры,
Раскраски,
Салфетки,
Пластилин,
Стеки,
Индивидуальные клеёнки,
Клей-карандаш (ПВА) ,
Кисти для клея,
Баночки под клей,
Салфетки,
Готовые формы из цветной бумаги,
Белый и цветной картон,
Зубные щетки,
Ватные палочки,
Штампы из поролона.
2. Альбомы:
«Народное творчество»;
«Мир искусства».
3. Наборы открыток, календарей (для рассматривания).
4. Предметы декоративно-прикладного творчества (матрёшки, хохломские изделия и другие).
5. Поделки из природного материала.
Центр книги и речевой активности
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, активизация и обогащение словаря детей.
Задачи:
Формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления;
Развивать речь;
Развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
Оснащение центра:
1. Тематическая подборка детской художественной литературы по программе.
Фольклор.
Произведения русских и советских писателей.
2. Детские журналы (для мальчиков и девочек).
3. Тематические альбомы (по лексическим темам).
4. Пособия на развитие дыхания.
5. Картотеки:
«Артикуляционная гимнастика»,
«Д/И по развитию речи».
6. Игровой персонаж - кукла Маша.
Центр природы и экспериментирования
Цель: формирование элементарных представлений о мире природы.
Задачи:
Формировать у дошкольников представление о живой и неживой природе, их взаимосвязи;
Создавать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, заботливое внимание к объектам живой и неживой природы.
Оснащение центра:
1. Оборудование для экспериментальной деятельности:
Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.
Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль.
Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, лупы.
Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов.
Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
Фартуки, тряпочки.
2. Наглядно-дидактические пособия:
Календарь природы.
Гербарий.
Тематические альбомы.
Муляжи фруктов, овощей.
Макеты: «Аквариум», «Луг», «Лес».
3. Картотека «Опыты».
4. Игровой персонаж: зайчик.
Центр «Помощники»
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формировать навыки трудовой деятельности;
Воспитывать ценностные отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Оснащение центра:
Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки.
Инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.
Центр уединения
Цель: коррекция психологического состояния детей.
Задачи:
Создать условия для эмоционально благополучного пребывания детей в ДОУ.
Развивать эмоциональную сферу.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.
Оснащение центра:
Альбомы: «Моя семья», «Моё настроение».
Куб «Эмоции».
Пособие «Мирись - мирись».
Набор мягких игрушек.
Центр «Безопасность»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи:
Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Формировать знания о правилах пожарной безопасности и обращение с огнем.
Оснащение центра:
Макеты: «Участок дороги», «Светофор», «Пожарный щит»;
Телефон;
Дорожные знаки;
Рули;
Жезлы;
Игрушечный транспорт;
Настольные и дидактические игры по ПДД;
Тематические альбомы по ОБЖ;
Картотека «Д/И по ПДД».
Центр патриотического воспитания «Родной край»
Цель: формирование патриотических чувств.
Задачи:
1. Формировать патриотическое отношение и чувство сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
Оснащение центра:
1. Карта России и символы:
Портрет президента России,
Флаг России,
Герб России.
2. Альбомы:
«Наша Родина - Россия»;
«Тульский край»;
«Новомосковск»;
«9 мая – день Победы»,
«Космос»,
Кукла в русском народном костюме.
Центр сенсорики и конструирования
Цель: Формирование у детей восприятия отдельных свойств у предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета.
Задачи:
Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Расширять представления детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику.
Обучать способам конструирования.
Воспитывать и развивать самостоятельность, активность мышления, конструктивно-творческих способностей.
Оснащение центра:
1. Виды конструктора: пластмассовый напольный; пластмассовый настольный; деревянный настольный; крупный строительный набор - мягкие модули.
2. Игрушки:
Для обыгрывания построек: фигурки животных, макеты деревьев;
Транспорт мелкий, средний, крупный;
3. Картотека «Схемы по конструированию».
4. Оборудование для сенсорного развития: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, игры с прищепками.
5. Д/И по сенсорному развитию.
Центр театрального творчества
Цель: Формирование у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи:
Использовать в свободной и совместной деятельности детей разные виды театра;
Развивать диалогическую и монологическую речь, опираясь на имеющийся у детей опыт;
Разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
Развивать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя игры-импровизации.
Оснащение центра:
Ширмы (стационарная и настольная).
Театр би-ба-бо.
Настольный театр (на палочках, театр стаканчиков).
Театр на прищепках.
Театр картинок.
Пальчиковый театр.
Наборы масок по сказкам.
Картотеки: «Театрализованные игры», «Играем в театр» (конспекты НОД).
Центр музыкального творчества
Цель: развитие музыкальных способностей детей.
Задачи:
Развивать музыкально-художественную деятельность.
Приобщать к музыкальному искусству.
Воспитывать любовь к музыке.
Оснащение центра:
1. Музыкальное оборудование:
Дудочки;
Погремушки;
Бубен;
Шумовые инструменты;
Ксилофон;
Музыкальный центр;
Аудиозаписи детских музыкальных произведений.
2. Картотека «Музыкально-дидактические игры».
3. Альбомы:
«Музыкальные инструменты».
«Детские песенки».
4. Макеты музыкальных инструментов.
Центр «Мы играем»
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Задачи:
Развивать игровую деятельность детей;
Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Воспитывать доброжелательность и взаимопонимание.
Оснащение центра:
1. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:
«Салон красоты»,
«Магазин»,
«Больница»,
«Семья»,
«Автобус».
2. Атрибуты для ряженья:
шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки и т. д.
3. Кукольная мебель.