Холина Наталья Викторовна
Проект в подготовительной группе «Зимний сад — царство комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15 «Родничок»
п. Мишелёвка Усольского района, Иркутской области
Паспорт проекта
«Зимний сад – царство комнатных растений»
Цель:
Формирование основ экологического мировоззрения у детей через посещения «Зимнего сада» в ДОУ.
Задачи:
Публикация «Проект в подготовительной группе „Зимний сад — царство комнатных растений“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, оказывать посильную помощь в уходе, анализировать, делать выводы).
3. Расширять и активизировать словарный запас детей и творческие способности.
4. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Актуальность проекта
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» Г. Х. Андерсен.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую роль, но и экологическую, образовательную и воспитательную. В нашем детском саду комнатные растения красуются не только в уголках природы, а еще и в «Зимнем саду». В нашем «Зимнем саду» множество разнообразных растений, от карликовых фиалок и до самых высоких великанов пальм. Все растения разные и привлекают своим видом посетителей взрослых и детей. В «Зимнем саду» очень уютно и необыкновенно красиво, о каждом растении хочется больше узнать, внимательней рассмотреть. Дополнительно дизайн «Зимнего сада» украшает аквариум с рыбками и фонтан. Наш детский сад находится далеко от районного цента. И коллектив детского сада позаботился о том чтобы у детей и взрослых была возможность любоваться и контактировать в течении всего года с миром растений. При общении с растениями. обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. И есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды. Начиная работать с детьми по теме «Комнатные растения», задалась вопросом, как сделать так, чтобы дошкольники активно стремились к общению с растениями и самостоятельно проявляли заботу о них. Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Учитывая то, что познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий для себя. «Зимний сад» дает возможность изучить природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Посещая «Зимний сад» дети узнают много нового и интересного из жизни растений.
Данный проект поможет детям проявить творческую активность, построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации, а также «Зимний сад» является экологической площадкой по взаимодействию с родителями и формированию экологической культуры детей.
Вид проекта: информационно – исследовательский.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь – май.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
1. Подбор необходимой методической литературы.
2. Подбор детской литературы: художественные произведения для детей, энциклопедии, книги раскраски комнатные растения.
3. Подбор и изготовление дидактических, настольных игр и игр малой подвижности.
4. Подготовка материала для продуктивной деятельности: простые и цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, гуашь, цветная бумага, цветной картон, клей ножницы, пластилин.
5. Подготовка необходимого инвентаря: леечки, лопатки, брызгалки, пластиковые стаканы, грунт, цветники, фартуки по количеству детей.
6. Разработка перспективного планирования с сентября по май.
7. Подготовка комнатных растений в «Зимнем саду»
Основной и заключительный этап
Сентябрь
I - неделя
Экскурсия в «Зимний сад»
Мероприятия:
1. Беседа и знакомство с растениями «Зимнего сада»
Подготовка:
Создать условия в «Зимнем саду» для восприятия детьми необходимой информации.
II -неделя
«Герань»
Мероприятия
1. Беседа
2. Чтения стихотворения Г. Таравкова «Герань»
3. Физминутка
4. Дидактическая игра «Где спряталась птица»
5. Трудовое поручение полить, взрыхлить землю, очистить кисточкой листья от пыли).
6. Эксперимент черенкование герани, наблюдение за появлением корешков, посадка.
7. Раскраска «Герань».
Мероприятия:
1. «Герань»
2. Стихотворение Г. Таравкова «Герань»
3. Фартуки для труда по количеству детей, леечки с водой, рарыхлитель, кисточки.
4. Прозрачная емкость с водой, цветник с грунтом.
5. Игрушка птица.
6. Раскраска «Герань»
III- неделя «Бальзамин»
Мероприятие:
1. Беседа
2. Чтение стихотворения Е. Благинина «Огонек»
3. Физминутка
4. Дидактическая игра «Найди такой же»
5. Трудовое поручение: полить, взрыхлить землю, опрыскать.
6. Раскраска «Бальзамин»
Подготовка:
1. «Бальзамин»
2. Стихотворение Е. Благининой «Огонек».
3. Фартуки для труда, леечки, брызгалки, разрыхлитель.
4. Раскраска «Бальзамин»
IY-неделя «Фикус»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Чтение стихотворения Г. Ракова «Фикус»
3. Физминутка
4. Дидактическая игра «Сосчитай листочки»(Сосчитать листья на растениях)
5. Трудовое поручение: полить, опрыскать и протереть листочки у растения.
6. Рисование «Фикус»
7. Слушанье П. И. Чайковский «Вальс цветов»
Подготовка:
1.»Фикус»
2. Стихотворение Г. Ракова «Фикус»
3. Фартуки по количеству детей, опрыскиватель, салфетки, леечки с водой.
4. ЛистыА5, цветные карандаши (по количеству детей)
5. Музыкальная запись П. И. Чайковский «Вальс цветов»
Октябрь
I-неделя «Традесканция»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Загадка описания растения.
3. Игра в кругу «Поймай мяч и назови растение»
4. Трудовое поручение: опрыскивание растения.
5. Экспериментирование:черенкование традесканции, наблюдение за появлением корешков, посадка.
6. «Пластилинография»
Подготовка:
1. «Традесканция»
2. Мяч
3. Фартуки по количеству детей.
4. Брызгалка.
5. Прозрачный стакан с водой, цветник с землей, леечка с водой.
6. Картон А5 по количеству детей, зеленый пластилин.
II-неделя «Толстянка»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Чтение стихотворения Н. Нишева «Комнатные цветы»
3. Дидактическая игра «Найди такой же» (на карточке растение дети рассматривают, за тем находят и ставят карточку)
4. Трудовое поручение: опрыскивание и полив растения.
5. Аппликация «Толстянка»
Подготовка:
1. «Толстянка»
2. Стихотворение Н. Нищева «Комнатные цветы»
3. Карточки с комнатными растениями.
4. Фартуки по количеству детей, леечки с водой, брызгалки.
5. Картон А5, цветная бумага, ножницы, клей по количеству детей.
III-неделя «Комнатные растения»
Мероприятия:
1. Викторина.
Подготовка:
1. Карточки с растениями.
2. Куб «Назови растение»
3. Пазлы
4. Загадки.
5. «Раз, два, три растение найди»
IV-неделя «Комнатные растения»
Мероприятия:
1. Неделя открытых дверей.
2. Выставки детских работ.
3. Фотовыставка.
Подготовка:
1. Рисунки, аппликации, раскраски детей.
2. Фотографии с детьми.
Ноябрь
II-неделя «Фиалка»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Чтение стихотворения Г. Раков «Фиалка»
3. Просмотр презентаций «Фиалки»
4. Трудовое поручение: полить и очистить от пыли кисточкой растение.
5. Аппликация «Фиалка»
Подготовка:
1. «Фиалки»
2. Стихотворение Г. Раков «Фиалка»
3. Презентация
4. Фартуки по количеству детей, кисточки и леечки.
5. Картон А5, цветная бумага, ножницы, клей.
III-неделя «Эухарис. Амазонская лилия. Веселая семейка»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Загадывание описательных загадок.
3. Трудовое поручение: полить, опрыскать, протереть листья.
4. Раскраски.
5. Чтение Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
Подготовка:
1. Растение
2. Фартуки по количеству детей, леечки с водой, опрыскиватель, салфетки.
3. Раскраски, цветные карандаши по количеству детей.
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
IV-неделя «Хлорофитум»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Чтение стихотворения Т. Киселева «Хлорофитум»
3. Физминутка
4. Трудовое поручение: полить, опрыскать комнатное растение.
5. Экспериментирование: отделить корзиночку, поставить в воду, наблюдать, посадить.
6. Рисование зеленым карандашом «Хлорофитум»
Подготовка:
1. «Хлорофитум»
2. Стихотворение Т. Киселева «Хлорофитум»
3. Фартуки по количеству детей, леечки, брызгалки, прозрачный стакан с водой, цветник с грунтом.
4. Листы А4, цветные карандаши по количеству детей.
Декабрь
I-неделя «Кактусы»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Чтение стихотворении «Кактусы»
3. Рассматривание энциклопедий «Мир комнатных растений», «Библия комнатных растений», «Ботаника для дошкольника».
4. Игра в кругу «Куб» (передавать куб по кругу и называть растение»
5. Речевая игра «Испорченный телефон».
6. Наблюдение и рассматривание кактусов.
7. Лепка «Кактус»
Подготовка:
1. «Кактус»
2. Подборка стихов о кактусе.
3. Подбор энциклопедий.
4. Куб – «Комнатные растения»
5. Пластилин по количеству детей.
II-неделя «Зигокактус»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Загадки «Комнатные растения»
3. Трудовое поручение: полить, опрыскать.
4. Настольная игра лото «Комнатные растения»
5. Рисование красками «Зигокактус»
Подготовка:
1. «Зигокактус»
2. Подбор загадок.
3. Фартуки по количеству детей, брызгалки, леечки с водой.
4. Настольная игра.
5. Альбомный лист, краски, кисточки по количеству детей.
III-неделя «Комнатные растения»
Мероприятия:
1. Викторина «Комнатные растения»
Подготовка:
1. Карточки «Комнатные растения.
2. Пазлы.
3. Загадки.
4. «Найди растение по описанию»
IV-неделя «Комнатные растения»
Мероприятия:
1. «День открытых дверей»
2. Выставка детских работ: рисование, аппликации, лепка.
3. Выставка фотографий.
Подготовка:
1. «Комнатные растения»
2. Детские работы.
3. Фотографии.
Январь
III- неделя «Сансевиерия»
(великан)
Мероприятия:
1. Беседа
2. Чтение стихов, загадывание загадок.
3. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
4. Трудовое поручение: полить, побрызгать, протереть листья.
5. Раскраска «Сансевиерия»
Подготовка:
1. «Сансевиерия»
2. Подбор стишков, загадок.
3. Картинки «Комнатные растения»
4. Фартуки, леечки, брызгалки, салфетки.
5. Раскраски и цветные карандаши по количеству детей.
IV-неделя «Сансевиерия»
(карлик)
Мероприятия:
1. Беседа
2. Дидактическая игра «Сравнение двух видов растений сансевиерия)
3. Трудовое поручение: полить, обрызгать.
4. Раскрашивание «Сансевиерия»
Подготовка:
1. «сансевиерия»
(великан, карликовая)
2. Фартуки по количеству детей, леечки.
3. Раскраски, восковые мелки.
Февраль
I-неделя «Пальмы-великаны»
«Монстера»
Мероприятия
1. Беседа
2. Дидактические игры: «Сравнение монстеры с другими растениями», «Сосчитай листочки», «Найди обезьянку».
3. Трудовое поручение: полить, опрыскать.
4. Аппликация «Монстера»
Подготовка:
1. Растение «Монстера»
2. Измерительная рулетка.
3. Обезьяна
4. Фартуки по количеству детей, леечки, брызгалки.
5. Картон А5 по количеству детей, цветная бумага, ножницы, клей.
II-неделя «Тростниковая пальма»
Мероприятия:
1. Беседа.
2. Дидактическая игра «Сравнение тростниковой пальмы и тростника»
3. Трудовое поручение: опрыскать и полить.
4. Рисоание восковыми мелками.
Подготовка:
1. Растение «Тростниковая пальма».
2. Фартуки по количеству детей, леечки, брызгалки.
3. Лист А4, восковые мелки по количеству детей.
III - неделя «Циперус»
Мероприятия:
1. Беседа.
2. Эксперементирование: выращивание цыперуса из розетки.
3. Рассматривание энциклопедий Мир комнатных растений»
4. Игра в кругу «Назови цветок»
5. Трудовое поручение: полить, побрызгать.
6. Ручной труд: изготовление из бумаги циперус.
Подготовка:
1. Цыперус
2. Прозрачный стакан с водой, ножницы.
Энциклопедия «Мир комнатных растений»
3. Фартуки по количеству детей, брызгалки, леечки.
4. Цветная бумага, ножницы, клей по количеству детей.
IV-неделя «Зимний сад»
Мероприятия:
1. Развлечение: сценки комнатные растения, игры, выставка, фотосессия.
Подготовка:
1. Атрибуты для сценки, подбор загадок, стихов.
Март
I-неделя «Подарок для мамы»
Подготовка:
1. Беседа
2. Наблюдение за цветущими растениями.
3. Игры: «Четвертый лишний», «Где спрятался заяц».
4. Подарок для мамы своими руками.
Мероприятия:
1. Цветущие комнатные растения.
2. Картинки с растениями, заяц.
3. Картон цветной, бумага цветная, клей, ножницы.
II- неделя «Бегония»
Мероприятия:
1. Беседа.
2. Опыт: «Как увидеть движение воды по растению.
3. Чтение стихотворения о цветах.
4. Трудовое поручение: полить, опрыскать растения.
5. Раскраски
Подготовка:
1. Бегонии
2. Прозрачные стаканчики, пищевой краситель, черенки растения.
3. Подбор стишков.
4. Фартуки по количеству детей, леечки, брызгалки.
5. Раскраски, фломастеры, восковые мелки, карандаши цветные.
III-неделя «Юкка»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Опыт: «Растениям солнце нужно?»
3. Дидактическая игра: «Лото», «Узнай по описанию»
4. Тружовое поручение: полить, опрыскать, протереть листочки.
5. Пластилинография
Подготовка:
1. Растение
2. Растения на окне и растения в дали окна.
3. Фартуки по количеству детей, опрыскиватель, леечки, салфетки.
4. Картон А5, простой карандаш, цветной пластилин.
IV-неделя «Зимний сад»
Мероприятия:
1. Просмотр презентации «Комнатные растения»
2. Опыт: «Где лучше расти?» (почва)
3. Выставка детских работ.
Подготовка:
1. Презентация
2. Различный грунт, тепличка или биокупол, растения.
3. Детские работы.
Апрель
I-неделя «Гибискус»
Мероприятия:
1. Просмотр презентации «Розы»
2. Беседа.
3. Чтение стихов.
4. Игра малой подвижности: «Раз два три: к цветку иди»
5. Трудовое поручение: опрыскивание растения.
6. Раскраска «Розы»
Подготовка:
1. Презентация «Розы»
2. Подбор стихов.
3. Фартуки, опрыскиватель.
4. Раскраски, восковые мелки, карандаши.
II-неделя «Травка, кислица, заячья капуста, бабочка»
Мероприятия:
1. Беседа.
2. Опыт: рассматривание необычных корней, посадка.
3. Аппликация
Подготовка:
1. Растение
2. Цветник, грунт, лейка с водой, салфетка.
3. Картон А5, цветная бумага, ножницы, клей.
III-неделя «Луковичные растения»
Мероприятия:
1. Беседа
2. Наблюдение, сравнение луковиц.
3. Словесная игра «Не исправный телефон».
4. Загадки описание.
5. Трудовое поручение: полить, опрыскать, протереть листочки.
6. Рисование по замыслу.
Подготовка:
1. Растение
2. Луковицы.
3. Фартуки по количеству детей, опрыскиватель, леечки, салфетки.
4. Листы А4, карандаши, восковые мелки, фломастеры.
IV-неделя «Лианы: хойя»
Мероприятия:
1. Беседа.
2. Наблюдение сравнение.
3. Дидактическая игра «Третий лишний»
4. Рисование восковыми мелками.
5. Выставка детских работ.
Подготовка:
1. Растение
2. Карточки с рисунками.
3. лист А4, восковые мелки по количеству детей.
Май
I-неделя «Лекарственные растения»
Мероприятия:
1. Беседа.
2. Чтение литературы.
3. Трудовое поручение: полить, побрызгать.
4. Иготовление памятки для родителей «Лекарственные растения».
Подготовка:
1. Растения лекарственные.
2. Энциклопедии.
3. Фартуки по количеству детей, леечки с водой, брызгалки.
4. Картон, бумага цветная, карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
II-неделя «Зимний сад»
Мероприятия:
1.»Экологическая викторина»
2. Выставка детских работ.
3. Фотовыставка.
Подготовка:
1. Подбор игр, заданий.
2. выставка д. работ.
3. Фотовыставка.
Ожидаемый результат:
Создан и оснащен комнатными растениями и необходимым материалом «Зимний сад» в незадействованном помещении.
Сформирована экологическая культура воспитанников путем трудового, духовно нравственного развития личности через совместную деятельность детей и педагогов, а так же через информационно исследовательскую и продуктивную деятельность.
Проведены в «Зимнем саду» мероприятия экологической направленности.
Выводы:
Побеседовав с педагогами, родителями, сделан вывод, что все участники проекта заинтересованы в реализации проекта. Беседы и занятия с детьми помогли подробнее узнать о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
Дети с интересом участвовали в практических занятиях, выполняли поручения, закрепляли знания в играх продуктивной деятельности и в итоговых мероприятиях: выставки для родителей и сотрудников ДОУ, фотовыставки, викторинах и днях открытых дверей. С большим интересом проходили опыты и эксперименты с комнатными растениями, что позволило детям делать выводы и делится своими знаниями с окружающими.
Список используемой литературы
• О. А. Соломенникова – «Ознакомление с природой в детском саду 6-7 лет» 2020г.
• С. Н. Николаева – Парциальная программа «Юный эколог» – Система работы в подготовительной к школе группе детского сада 6-7лет - 2019г.
• С. Н. Николаева – Парциальная программа «Юный эколог» – Система работы в средней группе детского сада 4-5лет.
• Методическое пособие: Познавательно - исследовательская деятельность, как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.
• Книга: опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ – Конспекты занятий в разных возрастных группах – 2019г.
• Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет» - 2020г.
• Н. Е. Веракса, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «От рождения до школы – инновационная программа дошкольного образования». – 2020г.
• «Библия комнатных растений» - 2019год
• Е. С. Ковалева – «Картотека предметных картинок и моделей». Выпуск 32 – 2020г.
• «Растительный мир в картинках» - 2019г.
• Энцеклопедия «Ботаника» – 2020г.