Елена Ретивых
Паспорт проекта «Ребёнок и природа. Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Ребёнок и природа»
(полная интеграция)
Цель проекта : ознакомление детей со временем года – весна, обогащение знаний об изменениях в живой и неживой природе весной.
Задачи:
1. Познакомить детей с природой родного края через знакомство с природными явлениями каждого времени года (весна, лето, осень, зима).
2. Формировать у детей эмоционально – образное восприятие через художественное слово.
3. Развивать внимание, наблюдательность.
Публикация «Паспорт проекта „Ребёнок и природа, Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, видеть красоту природы.
5. Приобщать родителей к жизни детей в детском саду.
Вид: долгосрочный, информационный, исследовательский,
творческий.
По характеру содержания: взрослый (воспитатели, родители,
музыкальный руководитель,
ребёнок и природа.
По характеру участия: ребёнок – участник.
По характеру контактов: дети 2-ой младшей группы
(возраст детей 3-4 года).
По количеству участников: фронтальный.
Время реализации: апрель 2012 года – декабрь 2012 года.
Актуальность проекта.
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Познание природы, проникновение в её причинно - следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения.
Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиленного внимания к воспитанию у человека бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно только тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, выделять её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Этапы работы над проектом :
I этап. Подготовительный.
- Подбор педагогами методической литературы и демонстрационного материала по теме «Весна»;
- оформление папок – передвижек по теме «Времена года» в родительский уголок;
- привлечение родителей к работе над проектом (подбор фотографии для фотоальбома «Весенние деньки»).
II этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. Сбор, анализ и систематизация информации по теме «Весна».
- подбор загадок, закличек, пословиц по теме («Травка – муравка», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Радуга - дуга»);
- детская экспериментально – исследовательская деятельность: опыты с песком (свойства сухого и влажного песка, солнечным светом (пускание солнечных зайчиков, цветом (смешивание красок для получения нового цвета);
- наблюдение на участке за сезонными изменениями весной (появление проталин, набухание почек, прилёт птиц, появление луж после дождя, рассматривание дождевого червя, муравья, божьей коровки, майского жука, появление зелёной травы, листвы на деревьях);
- экскурсия по территории детского сада;
- непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира: «Перелётные птицы», «Весна», «Какие краски у весны», «Времена года», «Шестиногие малыши»;
- чтение произведений художественной литературы поэтов и писателей о весне ( поэзия: «Зима прошла» М. Клокова, «Птичка» В. Жуковский, «Ласточка примчалась» А. Майков, «Весна», «Сельская песня» А. Плещеев; сказки «У солнышка в гостях»; проза «Синие тени» А. Дорохов, «Последняя льдина» В. Бианки);
- труд в природе : посев семян овса, посадка лука на зелень, посадка семян цветочных растений (бархатцы, астра) на рассаду;
2. Творческая познавательная деятельность детей:
- совместно с воспитателем и самостоятельные дидактические игры природоведческого характера («Времена года», «На лесной тропинке», «Что где растёт», «С какого дерева листок», «Собери букет»);
- подготовка и проведение театрализованных игр «Травка – муравка», «Ветер – ветерок»;
- непосредственно образовательная деятельность: рисование(«Домик для скворца», «Почки и листочки», «Весенние краски», «Дождик босиком по земле прошёл», «Жучок – паучок», «Одуванчики в траве», лепка («Птички в гнёздышках» «Весна. Пора сажать деревья», «Божья коровка», «На деревьях я сижу, листья сочные жую», аппликация («Скворечник», «Тюльпан», «Сирень в вазе»);
- организация народных игр и хороводов («Берёзонька», разучивание песен по теме;
- создание экологических знаков «Правила поведения в лесу»;
- рисование детей на тему «Весна – красна», оформление выставки работ;
III этап. Оформление презентации:
- выставка рисунков детей «Весна – красна»;
- развлечение «Праздник весны»;
- презентация в группе фотоальбома «Весенние деньки» (совместная работа с родителями);
- экологический плакат «Берегите природу!»;
- коллективная работа «Весна глазами малышей» (нетрадиционная техника – рисование пальчиками).
Схема реализации проекта
Образовательная
область Виды
детско – взрослой деятельности
Физическая
культура Подвижные игры: «У медведя во бору», «Птички в гнёздышках», «Поймай комара»
Социализация Дидактические игры: «Времена года», «По лесной тропинке», «Что где растёт», «С какого дерева листок», «Собери букет».
Театрализованные игры: «Травка – муравка», «Ветер – ветерок».
Труд Посев семян овса, семян цветущих растений (бархатцы, астры, посадка лука на зелень, рыхление почвы на клумбе, уход за комнатными растениями в уголке природы (полив, опрыскивание, рыхление почвы).
Безопасность Чтение стихотворения А. Барто «Реки разлились», рассматривание репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода», беседа «Правила поведения у водоёма в весенний период».
Познание Непосредственно образовательная деятельность:
Формирование целостной картины мира:
Занятия «Перелётные птицы», «Весна», «Какие краски у весны», «Времена года», «Шестиногие малыши». Конструирование: «Дом скворца», «Поезд в весну», «Заборчик для цветов».
Экспериментально – исследовательская деятельность: опыты с песком, солнечным светом, с цветом.
Экскурсия по территории детского сада.
Наблюднияна участке за сезонными изменениями весной (появление проталин, прилёт птиц, набухание почек, рассмстривание насекомых, появление зелёной травы, за посадкой семян цветущих растений.
Коммуникация Непосредственно образовательная деятельность: «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, прибаутки, потешки о весне, «Птицы в гости к нам летят», «Рассказывание по картине «Куры».
Чтение
художественной
литературы Заклички, потешки, загадки о весне : «Травка – муравка», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Радуга – дуга».
Сказки: «У солнышка в гостях»
Поэзия: «Зима прошла» М. Клокова, «Птичка» В. Жуковский, «Ласточка примчалась…» А. Майков, «Весна», «Сельская песня» А. Плещеев.
Проза: А. Дорохов «Синие тени», В. Бианки «Последняя льдина».
Художественное
творчество
Непосредственно образовательная деятельность:
Рисование: занятия «Домик для скворца», «Почки и листочки», «Весенние краски», «Дождик босиком по земле прошёл», «Жучок – паучок», «Одуванчики в траве».
Лепка: «Птички в гнёздышке», «Весна. Пора сажать деревья», «Божья коровка», «На деревьях я сижу, листья сочные жую».
Аппликация: «Скворечник», «Тюльпан», «Сирень в вазе».
Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
Музыка Песни: «Пришла весна», «Лучики сияют», «Воробьишки весной» (песня – танец);
Хороводы: «Берёзонька», «Солнечный хоровод» ;
«танец с цветами»;
Музыкальные игры: «Курица и цыплята», «Солнышко и дождик»;
Упражнение: «Жуки».
Слушание музыки П. Чайковского из цикла «Времена года».