Ирина Федорова
Паспорт проекта по краеведению «Достопримечательности родного города» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Что такое краеведение?
Вы, друзья, еще не ведаете.
Ну, а как придете к нам,
Мы тотчас расскажем вам:
Как возник наш городок,
Сколько в городе дорог,
Как по карте показать,
Где живем, и рассказать
Как наш городок хорош!
В двух словах все не расскажем,
А вот показать - покажем!
Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития ребенка и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие им традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, края, страны».
Публикация «Паспорт проекта по краеведению „Достопримечательности родного города“ в старшей группе» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня ни одна образовательная область не обходится без включения в него элементов краеведения, так как каждому человеку надо осознавать себя и свое место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры своей «малой Родины».
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, для воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. Важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально–практическим путём, т. е. через игру, обучение, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Мы считаем, что наш проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Тем более редко, где на столь небольшом пространстве можно найти множество компактно размещенных уникальных исторических достопримечательностей, как в нашем родном городе Талдом.
Проблема. Замыслом проекта является приобщение ребёнка к истории своего народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путём изучения наследия. Знакомство дошкольников с родным городом - задача сложная, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Проживая в своем городе, на территории прекрасных мест, дети не только не посещают их, но и мало что знают о них. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Да и современные родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.
Гипотеза. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.
Задачи проекта:
Образовательные:
• формировать интерес к прошлому и настоящему города
• расширять представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках
• обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях
• формировать исследовательские навыки у детей.
Развивающие:
• развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать
• развивать у детей потребность в общении, как первейшем условии успешной деятельности
• развивать творческие способности детей и их родителей.
Воспитывающие:
• воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям.
• способствовать активному вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством разных форм работы, пробудив интерес к жизни детей в детском саду
Прогнозируемый результат.
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его достопримечательностях, культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Речь детей станет ярче, выразительнее, обогатится словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Реализация проекта позволит повысить детско-родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Талдома, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Тип проекта: познавательный, информационно –творческий.
По количеству участников: фронтальный, групповой
Участники проекта: воспитанники старшей группы (5 – 6 лет, педагоги группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители (законные представители) воспитанников.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата
Срок реализации: долгосрочный, с 01.09.23 – 31.05.24 г. г.
Стадия проекта: завершение проекта
Форма проведения:
• образовательные ситуации по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию (ознакомление с окружающим, социальной действительностью, экологическое воспитание, художественно-продуктивное творчество).
• беседы
• составление творческих рассказов о родном городе
• рассматривание буклетов и иллюстраций с изображением достопримечательностей родного города
• чтение соответствующей литературы, произведений местных поэтов и научно-познавательной литературы, заучивание стихов и песен
• дидактические игры, сюжетно-ролевые по ознакомлению с родным краем
• показ презентаций о достопримечательностях родного города
• виртуальные путешествия, целевые прогулки и экскурсии по городу, наблюдения
• викторины для детей и родителей по теме
• мастер-класс
• сотрудничество с общественными организациями: музей, библиотека, школа, РЦ «Родина», МОУ "Гимназия" - ДШИ
• трудовая деятельность по сбору материалов для групповых альбомов по различным направлениям краеведческой работы
• организация выставок рисунков, фото, поделок, создание макетов достопримечательностей города.
Этапы реализации проекта.
I этап - подготовительный.
• диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города
• анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей
• сбор и изучение литературы по данной теме
• разработка содержания, составление перспективного плана работы
• поиск формы реализации проекта
• пополнение предметно-пространственной развивающей среды, направленной на обогащение представлений детей по краеведению по теме
• разработка и изготовление дидактических игр по теме
• разработка плана и консультаций для работы с родителями.
II этап - основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя, и родителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН К ПРОЕКТУ «Достопримечательности родного города»
Сентябрь
1. ООД «Город, в котором я живу». Обогатить знания воспитанников об улицах родного города, развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление, память, восприятие, воспитывать любовь к своему городу.
2. Рассматривание фотографий и иллюстраций об архитектуре и скульптуре. Учить детей понимать изображенное на фото, картине, узнавать знакомый объект, способствовать активизации речи; расширять кругозор детей по теме.
3. Целевая прогулка по ближайшему окружению (улицы, парки, памятные места и др.) Расширить знания детей о ближайших улицах, находящихся объектах; развивать речь, внимание, наблюдательность.
4. Дид/игра «Почини здание» - развивать внимание.
5. Чтение С. Еремеев «Милый мой дом», С. Михалков «Моя улица»
6. Составление коллажа «Мой родной город» из готовых иллюстраций из старых журналов.
Консультация для родителей: «История родного города»
Октябрь
1. ООД «Жилые здания прошлого и настоящего города»- (через призму истории: изба, особняки купцов, коттеджи) Презентация «История города Талдома»
2. Продуктивная деятельность - коллективная аппликация-пластилинография «Красивое здание города - пожарная каланча» (совместная работа детей и педагогов).
3. Создание мини – музея «Мой любимый город - Талдом». Беседа «Знакомство с символикой города». Познакомить с символикой города: флагом, гербом. Раскрыть значение государственных символов.
4. Театрализованная настольная игра «Три поросенка».
5. Сюжетно-ролевая игра «Стройка»
6. Чтение С. Баруздин «Кто построил этот дом».
Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»
Ноябрь
1. ООД «Музеи - достопримечательности родного города» с презентацией. Дать представление об историко-литературном музее.
2. Экскурсия к библиотеке, к памятнику поэта С. А. Клычкову
3. Дид/игра «Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города
4. Продуктивная деятельность: конструирование «Дом, в котором я живу»
5. Оформление выставки «Мой любимый город» (рисунки детей совместно с родителями).
Консультация для родителей «Маршруты выходного дня по памятным местам города»
Декабрь[/b]
1. Беседа «Знакомство с архитектурой купеческих домов: Библиотека (купец Киселев, Типография (Харитонов, Администрация (бр. Машатины, Пожарная каланча (на общие деньги, МФЦ (купец Смирнов, Музей (купец Волков, Министерское училище (бывшее административное здание больницы – Королев, с виртуальной презентацией. Познакомить с понятием «архитектура» и архитектурными памятниками города.
2. Рассматривание фотографий «Талдом - деревянный». Сравнение
архитектуры прошлого и настоящего.
3. Продуктивная деятельность: пластилинография «Дом культуры»
4. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод». Обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Вызвать речевую активность детей.
5. Дид/игра «Узнай здание по силуэту»
6. Чтение рассказа «Мы строители» (Шорыгина «Профессии - какие они»)
Викторина для родителей «Знатоки своего города»
Январь
1. Презентация «В музее Салтыкова-Щедрина».
2. Участие в РМО педагогов – показ занятия «В гости к деду Краеведу»
3. Экскурсионный маршрут к памятнику писателя-земляка М. Е. Салтыкова-Щедрина, приуроченный к годовщине дня рождения.
4. Опытная деятельность «Из чего прочнее дом (разные материалы)» (по рус. нар. сказке «Три поросенка»)
5. Словесная игра «Где я был?» - ведущий описывает место и объясняет правила поведения около памятника (в здании, остальные играющие отгадывают, о чем идет речь.
6. Сюжетно-ролевая игра «Построим улицу города»
Февраль
1. Беседа «Архитектор. Построим город будущего»
2. Оформление альбома «Достопримечательности нашего города».
(Родители совместно с детьми делают фото достопримечательности, затем составляют рассказ о совместной экскурсии к этой достопримечательност. В группе дети рассказывают об этой экскурсии и показывают фото или рисунки).
3. Экскурсия совместно с родителями и детьми в историко-литературный музей города. Беседа «Как себя вести в музее»
4. Аппликация нетрадиционная из трубочек «Деревянная изба».
5. Дид/игра «Что лишнее» - учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.
Консультация для родителей «Идем в музей».
Март
1. Беседа «Улица Победы: вчера и сегодня» с презентацией. Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную.
2. Дид/игра «Разрезные картинки». Закрепить знания детей о достопримечательностях города, с которыми познакомились. Учить собирать картинку из частей.
3. Экскурсия в МОУ «Гимназия» - ДШИ
4. Сюжетно-ролевая игра «Мы едем по нашему городу». Обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Вызвать речевую активность детей.
5. Загадки про городские здания, дома
6. Продуктивная деятельность - Рисование «Полюбуйтесь-ка друзья, это улица моя». Совершенствовать умение создавать изображения по представлению.
Апрель
1. Игра-викторина для детей «Мой родной город».
2. Дид/ игра «Найди отличия». Сравнивать особенности старого и современного города.
3. Опытная деятельность: что прочнее (металл, бумага, пластмасса)
4. Рисование «Мой любимый уголок города»
5. П/игра «Где мы были не скажем, а что видели покажем» - развивать у детей умение действовать по сигналу – слову и образное восприятие, упражнять в умении изображать движениями впечатления.
6. Экскурсия на стадион, к ФОК «Атлант». Дать детям знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта в родном городе. Вызвать чувство гордости за наших спортсменов, вызвать желание заниматься спортом.
Работа с родителями: Совместная работа по созданию макета «Любимое место отдыха с семьей в нашем городе»
Май
1. ООД «Боевая слава нашего народа». Формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего города и памятниками боевой славы.
2. Экскурсия к мемориалу, возложение цветов.
3. Развивающая игра «Где находится памятник?» Материал: карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Ход проведения: Ведущий предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
4. Дид/игра «Что было и что стало»- закреплять знания о прошлом и настоящем.
5. Выставка совместных работ детей и воспитателей, детей и родителей в Арт-галерее города.
6. Итоговая презентация о проделанной работе.
Работа с родителями:
Формы и особенности организации деятельности с родителями:
анкетирование
родительские собрания
совместные мероприятия с семьями воспитанников (утренники, праздники, экскурсии, и др.)
консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей
привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов
участие в конкурсах творческого мастерства
привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды, которая способствует накоплению информации (мини-музей)
участие в благоустройстве группы, участка, территории д/сада
Консультации на тему:
«История родного города»
«Как знакомить детей с городом»
«Маршрут выходного дня по достопримечательностям города»
«Мы идем в музей»
Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок с детьми по улицам города.
Участие в фотоконкурсе «Мой любимый город».
Мастер-класс для родителей и детей по использованию инновационного набора «Брикмастер»
Оформление выставки – создание родителями и детьми макета достопримечательности города
Изготовление стенгазеты на тему «Мы в музее»
III Завершающий этап.
Создание родителями и детьми макета «Мой город Талдом»
Создание мини – музея «Мой родной Талдом».
Подведение итогов проекта.
Создание видеофильма «Наш проект – «Достопримечательности родного города»
Выставка совместных работ в Арт-галерее города.
Предполагаемые результаты:
Сформированность у детей представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
Знание названий улиц города и значение этих названий, социально-экономической значимости.
Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
Расширение кругозора детей через экскурсии в музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений города.
Обогащение и активизация словаря детей.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Укрепление детско-родительских отношений.
Обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Вывод:
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственного-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.
У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории родного города.
Из 19 семей в проекте активное участие приняли 10: Жалбэ, Кривовы, Решетниковы, Савортовы, Скок, Фроловы, Шендрик, Черновы, Чикуновы, Демидовы.
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 2005 г.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004 г.
3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006 г., №6
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007 г.
5. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., Изд-во «Скрипторий», 2008 г.
6. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. – М., Мозаика-Синтез, 2004 г.
7. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. - Д/В 2003 г. №6 с 45-55
8. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М., Сфера, 2003