Ольга Ленинг
Паспорт музыкального зала
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОО в контексте ФГОС
ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно- развивающей среды.
Публикация «Паспорт музыкального зала» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Организация пространства, деление на зоны.
Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д, Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.
Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения : дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу размера 3*4м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе.
Наличие мульти-медийного оборудования оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования, дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.
При просмотре детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м и не дальше 5-5,5м от экрана. Стулья устанавливаются в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6м. Детей рассаживают с учетом их роста.
Основные цели и задачи деятельности музыкального зала
• Музыкальный зал является центром детского сада по осуществлению
музыкально-эстетического развития детей.
• Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели
всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом
• своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
• воспитание интереса к музыке, развитие музыкальной восприимчивости,
• музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;
• обогащение музыкальных впечатлений детей;
• знакомство детей с музыкальными понятиями, обучение простейшим практическим
• навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
• развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей, формирование певческого голоса;
• обучение элементарным певческим и двигательным навыкам;
• развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;
• формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Общие сведения о музыкальном зале.
Ответственное лицо за зал:
Ленинг Ольга Анатольевна-музыкальный руководитель первой квалификационной категории,
Шишканова Наталья Алексеевна-музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
Расположение:
Музыкальный зал находится на первом этаже, удовлетворяет требованиям технической эстетике, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям, оснащён кварцевой лампой. Предназначен для проведения музыкальных занятий с дошкольниками, праздничных утренников, вечеров развлечений, совместных мероприятий с родителями и воспитателями, а также для консультирования, диагностической и индивидуальной работы с детьми. В зале поддерживается необходимый температурный режим. Проводится систематическое проветривание, кварцевание, влажная уборка. Музыкальный руководитель организует и проводит в музыкальном зале НОД, утренники, праздники и разные виды музыкально-игровых досугов с детьми.
Общая площадь музыкального зала — 67,7 квадратных метров
Освещенность:
-естественная — 4 окна
-искусственная – 6 потолочных плафона.
В зале две двери, 4 окона, напротив— стена с зеркалами. Пол деревянный, покрытый линолеумом. В середине зала — 2 ковра
Должностные обязанности музыкального руководителя
1.1. Профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте.
1.2. Осуществляет развитие музыкальных особенностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятель
1.3. Участвует в разработке образовательной программы образовательного
учреждения.
1.4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (законных представителей) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.
1.5. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.
1.6. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного га учреждения (музыкальные вечера, развлечения, пение, хороводы, танцы, показ кукольного и теневого театра и иные мероприятия).
1.7. Консультирует родителей (законных представителей) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к их участию в массовых, праздничных мероприятиях.
1.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
1.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
1.10. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.11. Выполняет Правила внутреннего трудового распорядка МБДОУ.
1.12. Проходит медицинский осмотр в установленном порядке.
Требования по охране труда перед началом работы.
2.1. Включить полностью освещение и убедиться в исправной работе светильников: - светильники должны быть надежно прикреплены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; - коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзегки - фальшвилками; - корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов; наименьшая освещенность рабочего места должна быть: при га люминесцентных лампах - не менее 300 лк (20 Вт / кв. м) при лампах накаливания - не менее 150 лк (48 Вт / кв. м.)
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования, ТСС) в кабинете и музыкальном зале.
2.3. Проветрить помещение и подготовить к работе необходимый материал и оборудование. Проверить его исправность.
2.4. Следить за своевременным проведением влажной уборки музыкального зала (перед каждым занятием, утренником и развлечением). Не допускать проведение занятий с воспитанниками при невысохших полах.
Требования по охране труда во время работы.
3.1. При работе пользоваться инструкцией по охране труда: «При проведении массовых мероприятий (вечера, утренника, праздника).
3.2. Не допускать к занятиям воспитанников с явно выраженными признаками заболевания.
3.3. Следить за соблюдением порядка и дисциплины во время образовательного процесса с воспитанниками.
3.4. Не допускать нахождения в зале воспитанников без присмотра воспитателя или музыкального руководителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При возникновении пожара немедленно сообщить об этом заведующему и в ближайшую пожарную часть по телефону: 01. Начать эвакуацию воспитанников.
4.2. В случае возникновения аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников, необходимо срочно принять меры к их эвакуации, согласно плану. Немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом заведующему МБДОУ, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, позвонив по телефону: 03.
4.3. При внезапном заболевании воспитанника срочно вызвать медработника.
4.4. Не приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.
4.5. При получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью в медицинский кабинет и сообщить об этом заведующему.
Требования безопасности по окончании работы
5.1. По окончании занятий проверить наличие воспитанников по списочному составу, передать их воспитателю.
5.2. Проветрить музыкальный зал, закрыть форточки и фрамуги.
5.3. Убрать оборудование, пособия в отведенное для них место.
5.4. Привести в порядок рабочее место.
5.5. Выключить электроприборы, оргтехнику и ТСС).
5.6. Выключить электроосвещение, закрыть зал на ключ.
5.7. Обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить заведующему, заместителю заведующего по АХЧ.
Санитарно - гигиенические требования
• Музыкальный зал должен находиться с южной стороны здания.
• Площадь не менее 75 кв. метров.
• Занятия и мероприятия организуются не более чем для 2 групп.
• Музыкальный зал не должен быть проходным помещением.
• Половое покрытие должно обладать низкой теплопроводностью.
• Поверхность стен помещения для музыкального зала окрашены в светлые тона.
• Освещение музыкального зала ДОУ -естественное. Величина коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее
• Шторы на окнах не должны снижать уровень естественного освещения. Цветы на окнах не должны снижать уровень освещения.
• Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный свет. Уровень освещения не менее 150 лк.
• Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильники). Все источники освещения должны находиться в исправном состоянии
• Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год.
• В качестве нагревательных приборов могут использоваться трубчатые нагревательные элементы. г; Температура поверхности обогревательных приборов не более + 80 градусов С.
• Обогревательные элементы должны быть ограждены съемными деревянными решетками.
• В зимний период температура воздуха не менее +22 градуса С.
• Влажность воздуха 40-60 %
• Проветривание сквозное и угловое по 10 минут через 1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до прихода детей.
• Температура воздуха в музыкальном зале + 20 градусов С.
• После каждого занятия необходима влажная уборка помещения.
• Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300
• Продолжительность занятий согласно расписанию:
младшая группа 10 минут
2 младшая группа 15 минут
Средняя группа 20 минут
Старшая группа 25 минут
Подготовительная группа 30 мин
Оборудование и материал музыкального зала призваны решать такие задачи, как:
воспитание интереса к музыкальному искусству, развитие музыкальной восприимчивости и эмоциональной отзывчивости к ней, музыкального слуха.
овладение Детьми простейшими музыкальными понятиями, развитие умений музыкального восприятия, исполнительства, творчества. - развитие музыкальных способностей.
План музыкального зала
1. Мультимедийный проектор.
2. Столик детский (хохлома).
3. Фортепиано.
3. Тумба для ноутбука и музыкального центра.
4. Модуль «Дом»
5. Зеркала.
6. Стеллаж с наглядно-демонстрационным и дидактическим материалом.
7. Стулья детские (хохлома).
8. Стул большой.
9. Мольберт.