Ольга Кузнецова
Паспорт мини-музея «Обитатели морского дна»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сведения об авторском коллективе
2. Паспортные данные мини-музея
3. Характеристика мини-музея
4. План работы по созданию мини-музея "Обитатели морского дна"
5. План занятий в мини-музее
6. Название экспонатов
7. Список литературы
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ:
Кузнецова Ольга Николаевна
Образование: среднее - специальное
Должность: воспитатель
Публикация «Паспорт мини-музея „Обитатели морского дна“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Подводный мир. Мини-музеи
- Темочки
Педагогический стаж: 30 лет
Категория: высшая.
Тарасова Ольга Викторовна
Образование: высшее
Должность: помощник воспитателя
Стаж работы: 4года
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ МИНИ-МУЗЕЯ
Наименование мини-музея : мини-музей "Обитатели морского дна".
Профиль музея: познавательный.
Цели:
развитие экологического и эстетического воспитания детей;
формирование знаний о животном мире, о мире морей;
умение их различать и называть;
формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения у окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира;
учить детей взаимодействовать с природными объектами;
формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Развивающие:
развивать умение сравнивать и анализировать;
развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных материалов;
обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
принцип опоры на интересы ребенка;
принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Предполагаемый результат:
у детей расширяется представления об обитателях подводного мира, через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;
владеть понятиями "морские животные", "рыбы", "моллюски" и т. п. ;
иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
знать о взаимосвязи с другими обитателями;
иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Совет мини-музея : 2 человека.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Площадь занятая под экспозицию: 7 кв. м.
Руководитель мини-музея : Кузнецова О. А.
Структура управления мини-музеем : руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобретательных навыков.
Формы деятельности:
поисковая;
фондовая;
научная;
экспозиционная;
познавательная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на столах в групповой комнате. Например, коллекция игрушек- мягких, резиновых, пластмассовых располагаются на полке стола, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекции ракушек стоят на столах в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На полке представлена детская литература, подборки картинок, дидактические игры, "Пазлы", игра "Рыбалка".
Разделы мини-музея, особенности использования
"Мягкие игрушки", "Резиновые игрушки", "Пластмассовые игрушки", "Поделки", "Картины"
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки из различных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной
деятельности, конкретно в образовательных областях "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество".
"Сами своими руками"
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Социализация", "Познание", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы".
"Библиотека"
Здесь собраны загадки, стихи и энциклопедии, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
"Игротека"
Игры и атрибуты для игр расположены на полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
1-й этап - подготовительный (октябрь 2013г.)
Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Море";
знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахаринов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
чтение стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
Содержание работы с детьми:
1. Определение темы и названия мини-музея вместе с детьми, определение места для музея;
2. Разработка модели мини-музея;
3. Подбор оборудования, экспонатов совместно с детьми и родителями;
4. Диагностика знаний детей о музее (устный опрос);
5. Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании;
6. Совместное изготовление с детьми панно, коллажей.
Содержание работы с родителями:
1. Групповое родительское собрание на тему «Роль музея в развитии детей»;
2. Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, сборе информации;
3. Мотивирование родителей для организации совместного с ребенком поиска, исследования;
4. Организация совместной деятельности родителей и детей по изготовлению панно, творческих работ.
2-й этап - внедрение (октябрь-декабрь 2013г.)
Цель:
Разработка методических материалов.
Содержание работы с детьми:
1. Совместная творческая и исследовательская деятельность: изготовление панно, лепка и рисование экспонатов, эксперименты, исследования;
2. Экскурсии для детей других групп;
3. Наблюдения за самостоятельной деятельностью в пространстве мини-музея.
Содержание работы с родителями:
1. Посещение мини-музея в группе;
2. Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Рыбка»;
3. Фото=выставка «Море».
Заключительный этап (декабрь 2013г.)
Цель:
Оценка и представление результатов реализации музея.
Содержание работы с детьми:
1. Оформление результатов в виде рисунков и рассказов о подводном мире;
2. Выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности.
Содержание работы с родителями:
1. Выявление наиболее активных родителей- участников в создании мини- музея;
2. Анализ реализации проекта по созданию мини- музея.
Управление проектом
Руководитель проекта: воспитатель Кузнецова О. А.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
Виды деятельности Результаты
1. Тематические занятия: «Медуза», «Морской конёк», «Баклан», «Чайка», «Мидия», «Краб», «Дельфин», «Акула» Знания о фауне моря, навыки поисковой деятельности, формирование экологически грамотного поведения в природе
2. Рассматривание картин о море Воспитание интереса и бережного отношения к природе
3. Познавательные опыты с водой Формирование навыков поисковой деятельности
4. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», «Необыкновенные рыбки» Творческий продукт изобразительной деятельности
5. Фотовыставка «Разные обитатели морей» Творческий продукт
6. Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря»(ракушки) Формировать желание пользоваться специальной терминологией
7. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция» Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»
8. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие» Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков
9. Подвижные игры: «Море волнуется», «Водяной», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки» Формирование двигательных навыков
10. Домашнее задание для детей и родителей - создать поделку для мини-музея Содействие сотрудничеству детей и взрослых
11. Итоговая выставка Экскурсия по мини-музею
НАЗВАНИЕ ЭКСПОНАТОВ
1. Картина "Золотая рыбка" - подарок детей группы №1;
2. Корабельная флатилия - Могилины, Кургановы, Масливченко;
3. Набор ракушек - Краснослободцевы, Могилины, Кургановы, Гулины;
4. Рыбка-сувенир - Краснослободцевы;
5. Картина "Крым" - Могилины;
6. "Морские звезды" - Скороходовы, Могилины;
7. Рамки для фотографий "Морской стиль" - Масливченко;
8. Поделка "Краб" - Гулины;
9. Поделка "Рыбка" - Курганова (бабушка);
10. Террариум "Подводный мир" - Могилины, Плаховы;
11. "Морские пираты" - Масливченко;
12. Картины "Корабль в море" - Осиповы;
13. "Подводный мир" - Зотовы;
14. "Рыбки в аквариуме" - Плаховы;
15. Картины: "Осьминог" и "Васька-рыбак" - Плаховы;
16. Игрушки: мягкие, пластмассовые, резиновые - группа №10;
17. Настольные игры - группа №10;
18. Книги: детские, энциклопедические - группа №10;
19. Стен. газета "Интересные факты из жизни морских обитателей" - Могилины;
20. Наглядное пособие "Обитатели моря" - группа №10;
21. Рисунки и поделки детей "Рыбки" - группа №10.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики" С. Я. Усольцева, воспитатель г. Ишим, МАДОУ ЦРР д/с №8
2. "О формах и методах экологического образования дошкольников" В. Зебзеева Дошкольное воспитание 2004г.
3. Методическое пособие "Прогулки в детском саду" Н. В. Кравченко, Т. Л. Долгова
4. https://detpodelki.ru
5. https://www.umelyeruchki.ru
6. https://doshkolnik/ru