Ирина Рыбина
Паспорт мини-музея «Кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ФОКИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 11 «ВОЛЖАНКА»
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Кукла»
Воспитатель: Рыбина И. Г.
2015
Содержание
1. Паспортные данные мини-музея
2.. Аспекты музейной деятельности
3. Оформление мини-музея
4. План работы по созданию мини-музея
Публикация «Паспорт мини-музея „Кукла“» размещена в разделах
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
5. Перспективное планирование работы мини-музея
6 Перспектива развития мини-музея
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование музея: «Кукла»
Профиль музея: познавательный.
Цель: Пробудить интерес детей к русской народной культуре и традиционной народной кукле.
Задачи:
• знакомить с историей возникновения народной куклы;
• расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
• обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
• через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
• включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
• знакомить с видами кукол;
• изучение технологии изготовления народных кукол;
• патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
• развитие мелкой моторики рук детей.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
• музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями ;
Оформление музея
Материал в мини-музее представлен несколькими разделами:
1раздел. Игровые куклы
2 раздел. «Куклы, изготовленные без помощи иглы»
3 раздел. Куклы в народных национальных костюмах
4 раздел. Народные игрушки-куклы
5 раздел. Народный герой – Петрушка
6 раздел. Куклы из мочала - Стригушки
7 раздел. Куклы бумажные в национальных костюмах
8 раздел. Выставка детских и взрослых работ
9 раздел. Уголок самостоятельной творческой деятельности
1 раздел. Игровые куклы :
«Современные»
2 раздел. «Куклы, изготовленные без помощи иглы»
Кувадка
Столбушка
Пеленашка
Крупеничка
Симеон Столпник
Масленица
Мартинички
Берегиня
Купавка
Кубышка-травница
Домашняя Масленица
Неразлучники
3 раздел. Куклы в народных национальных костюмах
4 раздел. Народные игрушки-куклы
Неваляшка
Матрешка
5 раздел. Народный герой – Петрушка
6 раздел. Куклы из мочала-Стригушки
7 раздел. Куклы бумажные в национальных костюмах
8 раздел. Выставка детских и взрослых работ
9 раздел. Уголок самостоятельной творческой деятельности
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
№ Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1
Подготовительный этап Педсовет.
Родительское собрание.
Анкетирование детей.
Сентябрь, октябрь. 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
2
Практический этап Сбор и изготовление экспонатов.
Оформление выставки.
Индивидуальная работа с детьми.
Ноябрь декабрь.
Создание мини-музея
3
Подведение итогов
Экскурсия в мини-музей
Декабрь.
Дети-экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
месяц содержание задачи участники
сентябрь Экскурсия в музей народного творчества.
Знакомство с историей возникновения народной куклы. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного творчества, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Знакомить детей с историей народной куклы. Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.
октябрь «Хлеб всему голова» - осенний досуг для детей и родителей. Беседа с детьми «Что такое кукла». Мастер класс для родителей. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков. Воспитатели, дети.
ноябрь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит». Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Воспитатели, дети.
декабрь «Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. Воспитатели, дети.
январь Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обрядовыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы» Игрушечных дел мастера» - изготовление обрядовых тряпичных кукол для мам Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
Воспитатели, родители, дети.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов.
- пополнение альбома и каталога музея;
- мастер-классы для родителей;
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
- использование коллекции мини-музея на занятиях по разным видам деятельности.