Надежда Подрезова
Паспорт «Мини-музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
2. Пояснительная записка
3. Этапы реализации проекта
1 ЭТАП. Подготовительно – организационный
2 ЭТАП. Практический
3 ЭТАП. Заключительный
4. Ожидаемые результаты и социальный эффект
5. Источники информации
6. Приложения
Цель проекта
Организовать мини-музей в группе.
Задачи проекта
-создать условия для нравственно-патриотического воспитания и освоения культуры своей Родины - России; Край – Урал.
Публикация «Паспорт „Мини-музей“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
-изготовить семейное древо;
- создать мини-музей кукол в национальных костюмах
-способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение;
-способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
-расширять представления родителей о культуре края, приобщать родителей к совместному изготовлению мини - музея;
-повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в ходе реализации проектной деятельности;
Вид проекта
краткосрочный
Сроки реализации
3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь)
Возраст детей
5 – 6 лет
Участники проекта
воспитатель группы: Подрезова Н. Г.
родители группы: семья Бабушкиной Е., Нуриахметовой М., Габбасовой К., Крутикова Р., Максимовских М., Каракеян К., Туранова Т., Хрячкова И.,
Пояснительная записка.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь,
и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Существует, какая то притягательная сила в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью. Это выражение глубокой привязанности ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое и родное.
Свою любовь к родным местам, знания о том, чем они знамениты, какова природа края, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств детей.
Чувство любви к родине должно стать стержнем всего воспитания. Именно любовь к своему краю, своему прошлому и настоящему, уважение традиций, и понимание того, что ты являешься частичкой этого огромного и прекрасного мира, является условием успешного развития, как личности ребенка, так и нашей страны в целом. От нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, и понимают свою ответственность за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. И от нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, воспитатель сам должен, прежде всего, знать особенности своей республики. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родного края со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным он не был, в нем непременно находит отражение, что-то характерное для всей страны:
- соблюдаются народные традиции: отмечаются народные праздники, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов труда;
- проявляют заботу о детях;
- в родной республике проживают люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают;
- берегут и охраняют природу.
Решая задачи проекта, необходимо основываться на следующих принципах.
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств.
Цель данного проекта:
воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой через создание мини – музея кукол в национальных костюмах.
Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но оберегом, украшением.
Всю одежду испокон веков простые люди делали сами. Чем дольше смотришь на национальные костюмы, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.
Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение – отгонять нечистую силу. Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.
Русские. Главным элементом русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором – кокошником.
Уральский народный костюм
Какой он, женский традиционный Уральский народный костюм?
На Среднем Урале основным типом женской одежды являлся комплекс с сарафаном. Этот элемент народного костюма бытовал как у мещан и купцов, так и у заводских служащих и крестьян. Наряд уральской женщины состоял из рубахи, пояса, иногда запона (фартука) или душегреи, сарафана. Завершали комплекс кокошник или особый головной убор шамшура.
Сарафаны шили из ситца, кашемирника, гарусника, китайника, куманника, выбойчатника (бухарская бумажная ткань). По признаку кроя различают сарафаны туникообразного, косоклинного и прямого типа и сарафан на кокетке.
Комплекс с косоклинным сарафаном наиболее долго бытовал в среде горнозаводского населения, состоящего в основном из старообрядцев. Этот костюм следует отнести к среднерусскому типу женской одежды, так как старожильческая основа заводского населения представлена в основном выходцами из средней полосы России. Такой сарафан, как правило, был распашным и состоял из двух передних полотнищ, одного заднего и боковых косых клиньев. Его шили из холщовой, шерстяной, бумажной или шелковой ткани.
Этапы подготовки.
1 Этап (подготовительный)
Первый этап - подготовительный (Октябрь).
Цель - анализ проблемы и накопление информации.
Изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной теме.
Ответственный: воспитатель
Разработка содержания проекта включающего работу с родителями.
Определение места размещения
мини-музея.
Ответственный: воспитатель
Подбор материалов для реализации проекта
Ответственный: воспитатель
Опрос родителей на тему «Знание особенностей национального костюма у детей»
Ответственный: воспитатель
2 Этап (практический)
Второй этап – основной (Ноябрь). Цель - реализация проекта.
Включить педагогов и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
Проведение Консультации для родителей «Кукла в национальных одеждах в играх современных детей».
Ответственный: воспитатель
Разработка эскизов изготовления семейного древа;
Ответственный: воспитатель
Привлечение родителей к изготовлению семейного древа. Подбор материалов, техник, инструментов.
Ответственный: воспитатель
Создание экспонатов мини-музея
Ответственный: воспитатель и родители.
Расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений в процессе создания интерьера выставки.
Ответственный: воспитатель и родители.
3 Этап (заключительный)
Третий этап – итоговый (Декабрь).
Функционирование мини-музея, подведение итогов, обобщение материалов проекта.
Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами
Ответственный: воспитатель
Презентация проекта.
Ответственный: воспитатель
Ожидаемые результаты.
-создать условия для нравственно-патриотического воспитания и освоения культуры своего края – Урала;
-изготовить кукол в национальных одеждах народов проживающих на территории России;
-способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение;
-способствовать воспитанию у школьников основ музейной культуры; открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
-расширять представления родителей о культуре края, приобщать родителей к совместному изготовлению мини - музея;
-повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в ходе реализации проектной деятельности;
Перспектива.
Проект рассчитан на дальнейшее развитие и разработку. Мы планируем пополнять и обогащать наш музей.
Создание картотеки игр и традиций разных народов: игры, художественные произведения, праздники, традиции. Организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
2. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для куклы».
3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия» «Влияние народной сказки на развитие ребенка».
4. Проведение занятий - посиделок, экскурсий для детей
«Как жили наши предки»
5. Народные промыслы и ремесла
6. Конкурс рисунков детей.
7. Фото- выставка.
Мини-музей в группе позволил нам, сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи, общались с родственниками и родными для расширения знаний и пополнения музея. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.
Источники информации.
-Интернет ресурсы
-Очерки истории и культуры Урала
-Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов / М. Н. Мерцалова. - М. : Академия Моды, 2001. - 432 c.