Высоцкая Наталья
Паспорт детско-родительского проекта детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт детско-родительского проекта детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка»
Тема проекта: «Русская народная игрушка»
Вид проекта: творческий
Актуальность проекта:
Публикация «Паспорт детско-родительского проекта детей старшего дошкольного возраста „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека.
Воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе. Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны применять разные формы и способы организации деятельности детей.
Народное искусство неиссякаемый источник, который благотворно влияет на развитие эмоциольной и духовной сторон личности ребенка. Знакомясь с народным искусством, дети усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы. Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают определенный объем знаний о промыслах, учатся видеть и понимать красоту, уважать труд народных мастеров, знакомятся с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста и развитие интереса к истории и культуре России через народную игрушку.
Задачи проекта:
Задачи для детей: узнать об истории создания народных промыслов России, о народных традициях и обычаях, о изготовлении народных игрушек и особенностях их росписи; слепить из глины и расписать дымковский колокольчик, слепить в технике пластилинография дымковскую лошадку, слепить из пластилина дымковскую лошадку и матрешку; раскрасить заготовки дымковской лошадки и барыни, раскрасить заготовки матрешек при помощи акварельных красок; поиграть с игрушками, которые будут изготовлены в процессе реализации проекта; создать условия для развития индивидуальных эмоциональных проявлениях во всех видах деятельности; содействовать развитию речи; обогащать и активизировать словарь.
Задачи для родителей:
участвовать в расширении и закреплении знаний ребенка о народных игрушках, посредством чтения книг, просмотра мультфильмов, раскрашивания заготовок с изображением народных игрушек;
посетить "Музей русской народной игрушки" в Измайловском кремле; изготовить вместе с детьми игрушки.
Задачи для педагогов:
расширить и закрепить знания детей о народных промыслах,
организовать проведение различных видов продуктивной деятельности;
формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с народными промыслами России;
осуществлять нравственное развитие детей по средствам художественно эстетического развития;
провести мастер-класс с родителями.
Проблемный вопрос:
Какими игрушками играли прабабушки и прадедушки?
Где можно увидеть старинные игрушки в наше время? (музеи, книги, интернет)
Из чего делали игрушки? (лоскутов ткани, соломы, глины, дерева).
Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими? Чем их покрывают? Какие элементы узора характерны для дымковской росписи? (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Из чего сделаны матрешки? Почему деревянную куклу назвали матрешкой? Чем их расписывают? Чем покрыта голова матрешки? Чем отличаются матрешки? (узором на сарафане и формой)
Из чего делали тряпичных кукол? Почему их называют самодельными? Чем похожи тряпичные куклы? (нет лица)
Продукт проекта: выставка детских работ; презентация проекта «Народные игрушки»; видеоролик для родителей о совместно проделанной работе с детьми.
Сроки реализации: долгосрочный проект. 8 недель
Предварительный этап:
1 – 2 неделя
Мероприятия, инициированные воспитателем:
1. Обеспечить информацией и подготовка методической литературы по теме проекта.
2. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
3. Помочь разобраться с информацией и выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
4. Определить порядок выполнения работы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта:
1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
2. Разработка содержательного плана с указанием деятельности продукта детей.
3. Подбор литературы для детей: сказки (с красочными иллюстрациями русской народной одежды, предметов быта, инструментов, подбор иллюстраций «узоры», народных игрушек;
Риски: не все дети могут захотеть принятие участие в проекте и изготовлении игрушки.
Результаты:
Составление паспорта проекта
Выявление первоначальных знаний детей о народных игрушках.
Изучение методической и специальной литературы по теме проекта. Разработка конспектов бесед по ознакомлению детей с народными промыслами.
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
3 – 4 неделя
Место в режиме дня: первая половина дня после завтрака
Мероприятия:
Познавательные беседы и художественно эстетическое развитие (рисование, лепка, раскрашивание, аппликация)
Беседа «Дымковская игрушка»; раскрашивание «Дымковской лошадки» и «Дымковской барыни»; лепка из глины и роспись «Дымковских колокольчиков»; пластилинография и лепка «Дымковской лошадки»;
Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии: воспитатель старшей группы; дети старшей группы;
Промежуточные результаты:
Дети познакомились с творчеством русского народа.
Познакомились с историей создания народных промыслов и особенностями росписи.
Дети обогатили и расширили свой словарный запас.
Научились составлять узор из простейших элементов росписи.
Закрепили знания цветов, используемых в росписи и умение сочетать их.
5 – 6 неделя
Место в режиме дня: Первая половина дня после завтрака.
Мероприятия:
Интегрированное занятие на тему «Русская матрешка»; Беседы о матрешке и русском костюме;
интегрированное занятие «Народная кукла». Рассмотреть некоторых кукол и книги с иллюстрациями тряпичных кукол;
Художественно эстетическое развитие (рисование, лепка, раскрашивание, аппликация)
Раскрашивание и лепка «Русской матрешки»; пазлы «Народный костюм»;
Приобщение родителей к русской народной культуре. Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Зайчик на пальчик».
Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии: воспитатель старшей группы; воспитатель старшей группы; дети старшей группы; родители и другие члены семьи.
Промежуточные результаты:
Дополнили знания детей о народных игрушках
Развитие у детей творческого мышления и умению воплощать свой замысел в рисунке, в лепке, в аппликации.
Научились различать узоры по характерным признакам
Заключительный этап:
7 – 8 неделя
Итоговое мероприятие:
Изготовление дома вместе с родителями «Народных игрушек».
Фотографирование выполненных работ.
Просмотр видеоролика о проделанной совместной работе.
Оформление выставки «Народных игрушек»
Оценка эффективности реализации проекта:
Вместе с детьми обсудили и выяснили, что работа в данном направлении позволила расширить знания детей о народной игрушке. У детей сформировалось начальное представление об изготовлении игрушек из различного материала, художественной росписи игрушек, элементах росписи тех или иных игрушек. Дети называют элементы и основные цвета росписи; освоили некоторые технические приёмы рисования (концом кисти, ребром ворса, способы рисования различными дополнительными предметами); умеют составлять узор, при помощи взрослого. Появился интерес к русской культуре, особенно игрушкам.
Степень достижения поставленных целей:
Частично решилась цель данного проекта. Не все дети вместе с родителями приняли участие в изготовлении народных игрушек. В выставке приняли участие большинство детей. У детей сформировались знания о народных промыслах России, умения видеть красоту изделий прикладного творчества. Развились навыки художественного творчества. Обогатился словарь и повысилась выразительность в речи.
Обобщение педагогического опыта:
Привлечение родителей к созданию игрушки. Оформление выставки детских работ «Русские народные игрушки». Монтаж видеоролика о проделанной работе с использованием музыки.