Анна Бочкина
Партнёрское взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Партнёрское взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее.
Задача повышения качества образования неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Партнёрское взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» размещена в разделах
Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Основной задачей дошкольных учреждений является, прежде всего сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Появились программы по формированию здорового образа жизни, здоровьезберегающие технологии, проводят беседы с родителями и детьми. В группе организуется образовательная деятельность, проходят оздоровительные досуги и спортивные развлечения, подвижные игры дни здоровья, но проблема остается актуальной.
Сегодня в сфере дошкольного образования происходит изменение, прежде всего, на улучшение качества. Одним из принципов реализации программы, основанной на ФГОС ДО, является построение партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Педагогическое партнерство предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодействие.
Целью партнерского взаимодействия педагогического коллектива ДОУ и семьями дошкольников является воспитание физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, особое внимание уделяется поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многократном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, создание банка данных семьи, на основе социально-педагогического мониторинга.
Работу с родителями условно поделили на три этапа.
Первый этап включает анализ потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры, заполнения карт диагностики семьи. Используем общепринятые методы: анкетирование, беседа. Данная работа очень важна для налаживания контактов и определения индивидуального подхода к ребенку, характера эмоциональных отношений в семье. Какой образ жизни ведет семья? Как планировать работу с семьями воспитанников, если в них присутствуют аморальные проявления – алкоголизм, наркомания? Как помочь в этом случае детям? Для нас подобные данные могут объяснить те или иные проблемы в развитии ребенка.
Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой, - все это в совокупности служит основой поступательного развития.
Обобщение материалов исследования по данным анкетного опроса родителей позволило оценить соблюдение режима дня и качество проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье.
Второй этап – привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых.
На стадии дальнейших контактов и связи между родителями и педагогами ДОУ разрабатываются и организуются:
-Педагогические консультации, беседы, советы, рекомендации,- запланированные и внеплановые (по текущему социальному закону родителей) : устные и печатные.
-Родительские собрания и конференции, родительские советы, семинары, тренинги, круглый стол (с привлечением специалистов).
-Динамическая информация (рубрики в уголке для родителей) «Ваши советы, вопросы, пожелания», «Мои достижения», «Наши смешинки», фотовыставки и выставки детских работ.
-Досуговые мероприятия, НОД, режимные моменты - показ для родителей.
- Практикумы: показ родителям элементов массажа, самомассажа, закаливающих процедур для оздоровительной работы с детьми в домашних условиях.
На этом этапе следует к родителям относиться терпеливо, как к ученикам, потому что большое количество литературы может вызвать утомление, а неподкрепленный содержанием досуг, превратится для них в пустую «забаву».
На информационных стендах для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память», «Советы Айболита». Предлагаются рецепты витаминных чаев, способы обогащения домашнего питания витаминами, памятки, заостряющие внимание родителей на том, какие условия созданы в детском саду для развития двигательной активности и т. п.
Благодаря папкам-передвижкам, стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по различным вопросам, например: как осуществлять закаливание, какие необходимоприменять физические упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, как руководить подвижными играми детей.
Третий этап - активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности - совместное творчество родителей и детей. На этапе конструктивного сотрудничества родители активно, по предложению педагога или по своему желанию, посещают детский сад, играют с детьми, оказывают помощь педагогу, вносят равноценный с ДОУ вклад в развитие и обучение своего ребенка.
-Досуги, развлечения, праздники, игры-занятия, экскурсии, предполагающие совместное проведение и активное участие родителей;
-Эпизодические мероприятия: изготовление костюмов для детей, видео, фотосьемки, пошив новой одежды для кукол, помощь в изготовлении нетрадиционных пособий для оздоровительных закаливающих процедур, физкультурных занятий, оформительские и ремонтные работы в группе;
-Библиотека для родителей: по проблемам развития и воспитания, детская развивающая литература, методические рекомендации по развитию двигательной активности детей (созданные педагогами ДОУ, сборники забавных детских песенок, стихов – разработка и составление совместно с родителями;
-Работа по привлечению родителей новых воспитанников и тех, кто не проявлял должного интереса, к совместной с детьми физкультурно–оздоровительной деятельности.
Все это требует от работников дошкольного учреждения серьезного внимания к работе с родителями. Лучший опыт семей в воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями скрупулёзную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры для того, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.
Здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неизменной на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти правильно, развиваться каждому ребенку.