Феоктистова Лариса Михайловна
Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы : активизация познавательных процессов, развитие речи, у детей дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству.
Задачи программы :
1. Развитие интереса к познанию окружающего мира, народному слову и
народным обычаям.
2. Воспитание уважительного отношения к культуре и национальным традициям.
Публикация «Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Устное народное творчество
- Темочки
3. Развитие монологической и диалогической речи, обогащение активного словаря через знакомство с произведениями устного народного творчества.
4. Активизация познавательной, творческой деятельности на основе приобщения детей к истокам народного творчества.
Педагогическая целесообразность программы состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Данная программа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством : потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры. Данная программа является дополнением к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Формы работы: ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление; игровые занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
Методы организации деятельности детей : игровые, наглядные, словесные, практические.
Возраст детей : 4-6 лет
Сроки реализации программы : 1 учебный год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 мин.
Предполагаемые результаты:
- дети владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
- дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, обладают начальными знаниями о различных фольклорных жанрах;
- дети проявляют умения использовать знакомый фольклорный материал в речевом творчестве, в продуктивной деятельности.
Диагностика результатов освоения программы осуществляется 2 раза в год. Методика М. Ф. Фомичевой используется для обследования произносительной стороны речи детей дошкольного возраста. Методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. для изучения познавательного интереса (модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту). Метод наблюдения за поведением детей в игровой и продуктивной деятельности.
Содержание работы.
Фольклор в воспитательно-образовательной работе с детьми проходит через все формы: на занятиях, в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Содержание деятельности основано на педагогических принципах. Принцип системности - малые формы фольклора доступны пониманию и осознанию детьми только при систематической работе.
Принцип активности детей - использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
Принцип разнообразия и полноты. В работе воспитатель опирается на широкий спектр форм фольклора и устного народного творчества. В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.
Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».
Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладить. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк толстопушки, а в ножки ходуношки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок», - весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.
Потешки– песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя.
Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябе; о зайчике - коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: «Тили-бом, Тили-бом».
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка», накормить («Травка – муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Принцип эмоциональной окраски и комфорта. Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырёхстишья – фольклор для самых маленьких.
Принцип доступности и поэтапности. Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребёнком, - все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу. На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например «Ладушки», «Сорока», то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами «Пальчик-мальчик». Первоначально основу эстетического воздействия художественного слова составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например «бай-бай», «дай-дай»; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием.
Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т. е. сюжет. В прибаутке «Петушок-петушок» - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он «голосисто». Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Знакомя малышей с потешками «Курочка - рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.
Принцип интеграции. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках» О. Высотской и «Большая кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле. Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к книге.
Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром. Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребё нка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы. Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте.
Особенности организации образовательного процесса.
Содержание деятельности воспитателя по приобщению детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству основывается на практическом опыте, который позволяет сделать вывод, что черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно новую ступень развития. Дети способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности, обнаруживая феномен ускоренного развития.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Первые сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.). Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т. п.). Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольёшь», «держать себя в руках» и т. п. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.
Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что и готовит руку ребёнка к письму. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
Учебно-тематический план
Таблица 2.
Раздел Количество занятий
Прибаутки, потешки 4
Считалки 3
Колыбельные песенки 3
Загадки 5
Сказки 8
Русские народные детские игры и хороводы 7
Итого: 30
Календарно-тематическое планирование
Таблица 3.
№ занятия Тема Задачи Виды деятельности.
Методы и приемы Материал Литература
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 Прибаутки, потешки. Знакомство с этими понятиями Познакомить детей с прибаутками и потешками. Рассказать, для чего их использовали в жизни. Заучить потешку наизусть. Беседа на основе
наглядного
материала. Проведение
русской народной
подвижной игры «Оладушки»
с заучиванием текста. Иллюстрации по теме, кукла Петрушка №1 стр. 31
№9 стр. 19
Занятие 2 Кукла Маша засыпай! Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Заучить колыбельную «Котя-котенька-коток.» Прослушивание колыбельных
песен на CD.
Использование имитационных приемов «укачивание младенца». Кукла Маша, кукла Петрушка, CD с колыбельными песенками. №2 стр. 18
Занятие 3 Веселые считалки Познакомить детей с понятием считалка. Заучить считалку «Раз, два, три, четыре, пять…» наизусть. Беседа на основе наглядного материала. Проведение
русской народной подвижной игры «Кошки-мышки». Кукла Петрушка, иллюстрации по теме. №1 стр. 48-49
Занятие 4 Образ Петрушки в малых фольклорных формах. Познакомить детей с понятием слова «фольклор». Повторить потешки, прибаутки, колыбельные песни, заученные на предыдущих занятиях. Игра-драматизация
«Петя-петушок». Кукла Петушок, кукла Петрушка, иллюстрации по теме. №1 стр. 18-19,62
НОЯБРЬ
Занятие 1 Потешки Продолжать знакомство с потешками, интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». Заучить наизусть потешку «Котик». Поем потешку «Петушок», «Водичка»,
используя
имитационные приемы. Кукла Петрушка, кукла Петушок. №1 стр. 19
Занятие 2 «Люли-люлюшки» Продолжать знакомство с колыбельной песней. Заучить колыбельную «Люлю-люлюшки». Прослушивание
колыбельных песен на
СD, заучивание
колыбельных песен. Кукла Петрушка, игрушка Киска Мура №2 стр. 8
Занятие 3 Считалочки Продолжать знакомство сл считалочками. Выучить наизусть считалочку «Сидел петух на лавочке.» Беседа на основе наглядного материала. Проведение
русской народной
подвижной игры «Катай-катай». Кукла Петрушка №9 стр. 5
Занятие 4 Образ Котика в малы фольклорных формах Продолжать знакомство с потешками, колыбельными, считалочками о Котике. Учить выразительно рассказывать потешки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Игра-драматизация
«Кошки-мышки». Кукла Петрушка, игрушка Котик, ободок на голову с изображением мышки. №2 стр. 10,12,15,17
ДЕКАБРЬ
Занятие 1 Русские народные хороводы-игры Познакомить детей с русскими народными хороводами. Рассказать им, для чего применяли хороводы в быту. Беседы на основе
наглядного
материала. Проведение хоровода «Каравай».
Поем песенку «Заинька», используя
танцевальные движения. Иллюстрации по теме. Кукла Петрушка. №7, стр. 24
Занятие 2 Русская народная хоровод-игра «Дрема». Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема». Проведение русской народной хоровод-игры «Дрема». Игрушка Заяц №7 стр. 39
Занятие 3 Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Научить детей играть в русскую народную хоровод-игру «Дед Мороз». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз», используя считалочки «Хлопушка». Кукла Петрушка. №7 стр. 42-43
Занятие 4 Русская народная хоровод-игра «Дед Мороз». Закрепить умение играть в русскую народную хоровод-игру «Дрема». Проведение русской народной хоровод-игры «Дед Мороз». Кукла Петрушка. №7 стр. 42-43
ЯНВАРЬ
Занятие 1 Русская народная подвижная игра «Рыбаки и рыбы». Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Рыбаки и рыбы». Проведение русской народной подвижной игры «Рыбаки и рыбы». Кукла Петрушка №7 стр. 35
Занятие 2 Русская народная подвижная игра «Заинька». Научить детей играть в русскую народную подвижную игру «Заинька». Повторить потешку «Поехали, поехали.». Проведение русской
народной подвижной
игры «Заинька»
с использованием потешки. Игрушка Заинька №7 стр. 24
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1 Познакомимся с загадкой Дать представление о загадках, познакомить детей с красочностью и образностью родного языка. Развивать ритмическую речь, мелкую моторику, чувство цвета, умение работать в коллективе. Создать праздничное настроение. Беседа на основе
наглядного материала. Аппликации «бант для Котика» методом обрывания. Книга с загадками-иллюстрациями, куклы Петрушка и Котик. Лист А4 с конкуром банта, клей, кисти, цветная бумага. №5 стр. 25
Занятие 2 Загадки и потешки Уточнить представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки. Вспомнить и повторить потешку «Петушок», заучить наизусть загадку про корову. Загадывание загадок, повторение потешек. Игрушка-домик, кукла, кот, петушок, корова №1 стр. 28
Занятие 3 Зимние загадки Познакомить детей с зимними явлениями природы через загадку. Загадывание загадок. Проведение физ-минуток «Заинька беленький». Игрушка Снеговик. №3 стр6,18,25,37
Занятие 4 Загадки о животных Продолжать знакомство с загадками. Развивать ритмическую речь. Повторить считалочку про козу. Отгадывание загадок, повторение считалок, проведение подвижной игры «Кошки-мышки». Иллюстрации диких и домашних животных. Кукла Петрушка, ободки на голову с изображением кошки и мышки. №3 стр. 142-144
№8 стр. 62
МАРТ
Занятие 1 Русская народная сказка «Репка» Помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Воспитывать интонационную выразительность речи. Рассказывание сказки, используя пальчиковый театр, рассматривание иллюстраций. Пальчиковый театр, книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями, игрушка Мышка. №1 стр. 11
С красочными иллюстрациями Занятие 2 Русская народная сказка «Теремок» Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования. Прочтение сказки и рассматривание иллюстраций. Книга со сказкой «Теремок» с красочными иллюстрациями. Лист бумаги с изображением конкура теремка, цветные карандаши. №1 стр. 22
Занятие 3 Русская народная сказка «Козлята и волк» Учить интонационно выразительно передавать характер персонажей при воспроизведении их песенок. Используя структурно-логическую схему, учить составлять связанные высказывания на заданную тему, активизировать глагольную речь. Прочтение сказки, прослушивание музыкальных фрагментов сказки на CD, рассматривание иллюстраций. Книга со сказкой «Козлята и волк» с иллюстрациями, шапочки козлят, козы, волка, аудизапись музыкально сказки «Козлята и волк». №1 стр. 36
Занятие 4 Русская народная сказка «Маша и медведь» Продолжать учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры
«Медведь и дети». Книга со сказкой «Маша и медведь» с иллюстрациями. №1 стр. 29
АПРЕЛЬ
Занятие 1 Загадки о животных Продолжать учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Отгадывание загадок, проведение русской народной подвижной игры «Воротца». Кукла Петрушка, иллюстрации с изображением животных. №9 стр. 17
№1 стр. 61
Занятие 2 Колыбельная «Баюшки» Продолжать знакомство с колыбельными песнями. Заучить наизусть колыбельную «Баюшки». Пропевание колыбельных песен. Игрушки мама-мышь и мышонок №2 стр. 18
Занятие 3 Считалочки Продолжать знакомство с жанром считалки, закреплять умение использовать считалки в игре, заучить наизусть считалочку «Кукушка». Заучивание считалок наизусть. Кукла Петрушка №8 стр. 57-62
Занятие 4 Веселый огородник Научить играть в русскую народную хоровод-игру «Огородник». Проведение подвижной
игры-хоровода с заучиванием текста. Кукла Петрушка, шапочки с изображением овощей. №8 стр. 6
МАЙ
Занятие 1 Русская народная сказка «Лиса, Петух и Кот» Учить внимательно, слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные фразы героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. Рассказывать сказку, просмотр иллюстраций, отгадывание загадок. Книга со сказкой «Лиса, Петух и Кот» с иллюстрациями. Игрушки – домик, кот, петух, лиса. №1 стр. 39
Занятие 2 Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Рассказывать сказку, беседа по содержанию сказки, отгадывание загадок про лису. Книга со сказкой «Лисичка со скалочкой» с иллюстрациями, кукла Петрушка, игрушка лиса. №1 стр. 54
Занятие 3 Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Учить понимать образное содержание и идею сказки, развивать творческое воображение. Рассказывание сказки, проведение русской народной подвижной игры «Гуси-лебеди». Книга со сказкой «Гуси-лебеди» с иллюстрациями, кукла Маша, шапочка волка. №1 стр. 58
Занятие 4 Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк» Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характер и поступки героев, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. Рассказывание сказки, просмотр иллюстраций, проведение русской народной подвижной игры «Качели». Кукла Петрушка №1 стр. 84
№9 стр. 43