света золотухина
Парциальная программа «Не важно кто ты, важно какой ты. Этикет с малых лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная авторская программа учителя – дефектолога высшей категории МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» Золотухиной Светланы Борисовны
Г. Новосибирск
«Не важно кто ты, важно какой ты»
Пояснительная записка
Мы постоянно находимся среди людей. Дома нас окружают родные нам люди, на работе сотрудники, в гостях – друзья, в стенах детского сада - знакомые и малознакомые люди, на улице, в автобусе, в кино, в магазине, на отдыхе – чаще всего совсем незнакомые. И так везде и всегда. Отделить свою жизнь от жизни других людей, от жизни общества невозможно.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Этикет – как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности, встает на первое место. Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Знакомство ребенка с нормами этикета происходит еще в раннем возрасте, когда малыш только начинает включаться в окружающий его социум. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период и здесь приобщение к основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.
Все наши действия, все наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении проявляется сущность личности, особенности ее характера, темперамента, ее потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о внутренних побуждения человека, его мыслях и чувствах. Но к сожалению, нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальной потребности в культурном поведении.
В современном обществе нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитие ребенка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность любого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно дружить и играть, проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Снижение остроты зрения отрицательно влияет на точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений, представления и знания детей о предметах реального мира скудны и схематичны. Образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Сравнительно медленно происходит запоминание наглядного материала, что обусловлено нечеткостью восприятия, недостатки которого отрицательно влияют на развитие психических функций.
Направленность программы : социально – коммуникативная
Новизна программы :
Воспитательные воздействия на детей разнообразны: это показ и объяснение действий способов поведения для ребенка в интересной для него форме; это доброжелательное повседневное общение детей с взрослыми и сверстниками; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение художественных произведений и т. д.
Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод медиазанятия.
Медиазанятия являются эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и повысить его результативность.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий формирует новую картину современного мира, в которой медиа становятся главным источником познания, средством общения, способом творческой самореализации, инструментом манипуляций сознанием и социального конструирования.
Актуальность:
Обучать детей правилам этикета необходимо, поскольку их соблюдение помогает ребенку разумно и доброжелательно строить отношения с взрослыми и детьми, расширять его коммуникативные возможности, а эта база для успешной жизни. Словом, делом, поступком, добрым и чутким отношением надо учить детей, помогать им органично вписываться в человеческий мир. Детей надо воспитывать каждую минуту и в любой ситуации. Главное делать это ненавязчиво, без нотаций, терпеливо и доброжелательно, переживая вместе с детьми их неудачи, с радостью воспринимать их успехи. Ребенок дошкольного возраста с интересом познает мир человеческих отношений, вносит в него детское миропонимание, в котором главным является любовь к родным и окружающему. Одна из важнейших задач взрослых – не убить эту любовь, а укрепить, расширить ее границы, научить детей выражать ее
Благодаря этому дети приобретут уверенность в себе, знание общепринятых норм и правил поведения, понимание того, что без соблюдения этих правил жить в современном обществе невозможно. У детей появиться радостное сознание того, что они совершают хорошие и правильные поступки. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, и его опыт ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности, являлся достойным гражданином общества, в котором он живет.
Педагогическая целесообразность:
Система медиазанятий построена в соответствии с тематическим планированием, имеет коррекционную направленность, которая создает предпосылки для формирования дифференцированного восприятия, расширяет и обогащает представления детей о культуре поведения. Данная система помогает преодолеть присущий детям с нарушениями зрения вербализм. Вербализация зрительно представляемого материала повышает образность речи детей, активнее включается логический анализ зрительных свойств объектов при их восприятии на дальнем расстоянии. При сформированности представлений, обозначенных словом, речь у детей с нарушением зрения не будет носить формальный характер.
На каждую тему составлены занятия с учетом возраста детей. Новая тема вводится дефектологами до проведения занятий по данной теме в группе, реализуя пропедевтический принцип обучения. Наглядный материал адаптирован соответственно офтальмо-гигиеническим требованиям для дошкольников с нарушениями зрения.
Цель программы :
Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Задачи:
формировать у детей представления об этикете;
развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
формировать у детей навыки вежливости
учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации;
закрепить знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;
воспитывать уважение к окружающим людям;
Отличительные особенности парциальной программы :
Медиаобразование способствует сохранению ценных традиционных форм образования и воспитания, их адаптации к новой информационной среде и поиску новых возможностей реализации себя в стремительно меняющемся мире. На каждую тему подобраны мультфильмы, направленные на формирование представления об этикете. Дети имеют возможность обобщить проблему, обсудить правила поведения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы :
6-7 лет
Сроки реализации программы :
Программа рассчитана на 1 год обучения. 1 раз в месяц, 30 мин.
Форма и режим работы: групповая.
Ожидаемые результаты:
Воспитание нравственных и этических чувств.
Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.
Овладение детьми дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
Проявление устойчивого интереса к этическим нормам.
Развитие эстетического вкуса, умение видеть прекрасное.
Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми.
Уважение старших.
Участники, реализующие программу «Не важно кто ты, важно какой ты» :
1. Учителя – дефектологи
2. Логопед
3. Воспитатели
4. Родители
5. Воспитатель по ИЗО
Учебный план:
№ п/п Дата проведения Тема занятия Кол-во часов
1 Октябрь Этикет с малых лет! 30 мин
2 Ноябрь Гости в дом – радость в нем.
(Гостевой этикет) 30 мин
3 Декабрь Культурой и счастьем наполнен наш дом.
(Семейный этикет) 30 мин
4 Январь Столик накройся!
(столовый этикет) 30 мин
5 Февраль Что такое хорошо, а что такое плохо.
(Этикет в общественных местах) 30 мин
6 Март Доброе слово всем приятно.
(Речевой этикет) 30 мин
7 Апрель Где аккуратность – там и опрятность.
(этикет культурно – гигиенических навыков)
30 мин
8 Май Быть культурным я хочу, пусть меня научат.
(Детсадовский этикет) 30 мин
Содержание учебного плана:
№ Тема Программные задачи, коррекционные задачи
Методическое обеспечение.
1. Этикет с малых лет! Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста и формирование навыков этического поведения. Задачи: формировать у детей представления об этикете; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; формировать у детей навыки вежливости; воспитывать уважение к окружающим людям; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить видеть свои недостатки в поведении и их исправлять
К. з Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи, речевого слуха, интонационной выразительности речи.
Словарная работа: этикет, этикетка, вежливость, доброта «этикетки» с фото воспитанника, воспитателей, младшего воспитателя, учителя – дефектолога, ручки, плакат с цветиком – этикетиком, клей, готовые «этикетки» .
мультфильм «Шуля и Дядя Эник – от этикета к этикетке».
Развивающий мультфильм «Правила этикета»
Презентация «Этикет».
Весь материал для проведения занятия: сценарий, мультфильмы, презентация находятся в папке по ссылке. (нужно скопировать и вставить в строке браузера)
https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GajNoc1kyTFFlYXM&usp=sharing
2. Гости в дом – радость в нем.
(Гостевой этикет) Цель: Формировать правила поведения в гостях.
Задачи: знакомить с особенностями этикета в гостях.
Использовать благоприятные ситуации для понимания и усвоения смысла и необходимости соблюдения гостевого этикета.
объяснить значимость ритуала похода в гости;
сформировать представление детей о правилах поведения в гостях;
Воспитывать любовь и уважение друг к другу.
К. з Развитие зрительного внимания связной речи, речевого слуха, мышления.
Словарная работа: этикет, гостеприимство, приветливый, гость, хозяин. лепесток от цветика – этикетика, карточки с правилами «гостевой этикет», клей, салфетки.
мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».
Ролик Чевостик и дядя Кузя: «Три правила гостя» Просмотр ролика: «Правила поведения в гостях».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GczRzZWJPTjBoeVU&usp=sharing
3. Культурой и счастьем наполнен наш дом.
(Семейный этикет) Цель: Формировать правила поведения в семье.
Задачи
Расширить знания детей о семейном этикете.
Формировать представления о культуре поведения в семье.
Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Закреплять правила поведения в семье.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
К. з обогащать знание об экспрессии эмоций, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи восприятии сюжетов ситуациях жизнедейтельности.
Словарная работа: этикет, семья, уважение, забота о близких, любовь. Лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «семейный этикет», клей, салфетки, столовые принадлежности.
Фрагмент из мультфильма «Нехочуха»
Развивающий мультфильм «Правила хорошего тона в семье»
Презентация «Правила в семье».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GTFNOSXhrSkNuZ2s?usp=sharing
4. Столик накройся!
(столовый этикет) Цель: Формировать правила поведения за столом.
Задачи
Расширить знания детей о столовом этикете.
Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.
Закрепить умение правильно сервировать стол.
Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
К. З. воспитывать культуру поведения за столом, развивать зрительное восприятие.
Словарная работа: этикет, сервировка, салфетка, сервиз лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «столовый этикет», клей, салфетки, столовые принадлежности.
Фрагмент из мультфильма «Обезьянки обедают»
Развивающий мультфильм «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»
Презентация «Этикет за столом».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GSkZSTFpnQjhfSGs&usp=sharing
5. Что такое хорошо, а что такое плохо.
(Этикет в общественных местах) Цель: Формировать у детей знания о правилах поведения в общественных местах.
Задачи:
Обобщать и расширять знания о хороших и плохих поступках.
Продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;
формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка;
Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам;
воспитывать чувство ответственности
К. З. расширять и уточнять представления о макросоциальном окружении.
Словарная работа: этикет, транспорт, чистота, вежливость, забота, музей, магазин. лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил этикета в общественных местах, клей, салфетки.
Просмотр фрагмента мультфильма «Шел трамвай десятый номер».
Просмотр презентации «Правила поведения в общественных местах»
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GNWJkeXpoUTc3LWc?usp=sharing
6. Доброе слово всем приятно.
(Речевой этикет) Цель: Формировать у детей знания о правилах речевого этикета
Задачи
закреплять умения бережного отношения к собеседнику в разговоре;
повторять правила ведения беседы;
побуждать к употреблению вежливых слов;
формировать уважительное и тактичное отношение к взрослым и сверстникам;
формировать дружеские отношения между детьми;
воспитывать чуткое отношение к товарищам
К. З. развивать зрительное восприятие
Словарная работа: этикет, речь, слова, беседа, вежливость. лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил речевого этикета, клей, салфетки.
Мультфильм «Вежливые слова».
Презентация «Речевой этикет».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GbUFGdUloWWhNLWc?usp=sharing
7. Где аккуратность – там и опрятность.
(этикет культурно – гигиенических навыков) Цель: Формировать у детей культурно-гигиенических навыков.
Задачи
Закреплять основные правила поведения и соблюдения гигиенических норм.
Формировать умение следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться, одежды, аккуратности прически;
Закрепить навык переодевания;
Закреплять навыки самообслуживания
Формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, заправлять постель.
Воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью
К. З. способствовать стремлению ребенка ухаживать за собой.
Словарная работа: этикет, чистота, гигиена, опрятность, аккуратность, здоровье лепесток от цветика – этикетика, карточки с иллюстрациями «культурно - гигиенический этикет», клей, салфетки.
Фрагмент мультфильма «Мойдодыр»
Мультфильм из серии Лунтик: «Невидимая грязь»
Презентация «Культурно – гигиенические правила».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера)
https://drive.google.com/folderview?id=0B4cRwIsv6m7GLThER3g4OVBjUEU&usp=sharing
8. Быть культурным я хочу, пусть меня научат.
(Детсадовский этикет) Цель: Формировать у детей знания о правилах в детском саду.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада.
Развивать слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого
Прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам
Воспитывать чуткое отношение к товарищам.
К. З. развивать зрительное восприятие, ориентировку в детском саду.
Словарная работа: этикет, детский сад, группа, воспитатель, дружба, занятия.
лепесток от цветика – этикетика, карточки с надписями правил в детском саду, клей, салфетки
Мультфильм «Как Петя Пяточкин слоников считал».
Презентация «Садовский этикет».
Весь материал для проведения занятия находится в папке по ссылке: (скопировать ссылку, вставить в адресную строку браузера) https://drive.google.com/drive/folders/0B4cRwIsv6m7GX29maUQwMW9CMW8?usp=sharing
Определения результативности:
Метод отслеживания результативности обучающихся содержания программы – наблюдение, беседа.
№ Ребенок Гостевой этикет Семейный этикет Столовый этикет Этикет в общественных местах Речевой этикет Детсадовский этикет Культурно – гигиенический этикет
Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
1 Аня
2 Саша
3 Егор
4 Вика
5 Иван
3 – высокий уровень (ребенок использует правила этикета)
2 – средний уровень (ребенок использует правила этикета с незначительной помощью педагога)
1 – низкий уровень (ребенок не использует правила этикета)
Критерии определения уровня развития деятельности у дошкольников.
Гостевой этикет Семейный этикет Столовый этикет Этикет в общественных местах Речевой этикет Детсадовский этикет Культурно – гигиенический этикет
Гостеприимный Знает членов семьи, близких родственников. Правильно сидит за столом Разговаривает в общественном месте негромко В общении со взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости Использует в речи имена отчества сотрудников детского сада. Умеет правильно пользоваться носовым платком
Соблюдает правила поведения в гостях Знает даты рождения членов семьи Умеет пользоваться вилкой и ножом. Знает и пользуется правилами поведения в общественном транспорте Доброжелательный собеседник, говорит спокойной речью, не повышает голоса Приходит в детский сад в хорошем настроении Следит за внешним видом
Не жадничает игрушки Рассказывает о родственниках, об их судьбах, интересных случаях Пользуется салфеткой после еды Знает и пользуется правилами поведения в театре, кинотеатре В беседе не перебивает собеседника Не привередничает в еде Пользуется расческой
Ведет себя скромно в гостях Знает профессии родителей Проявляет заботу о соседе по столу Знает и пользуется правилами поведения на улице Не вмешивается в разговоры взрослых Играет дружно со сверстниками Следит за одеждой (вешает в определенном порядке, следит за чистотой)
Имеет представления правила поведения в семье. Умеет сервировать стол К взрослым обращается на «вы» Во всем слушается воспитателя, внимателен. Имеет представления о культурно – гигиенических правилах (чистить зубы, делать зарядку, закаляться)
Материально – техническая база для реализации программы :
- Интерактивный комплекс;
- Компьютер или ноутбук;
- Помещение не менее 30 кв. м. ;
- Детские стульчики по количеству участников;
- Столы
- Канцелярские товары (ножницы, цветная бумага, ватман, салфетки, фломастеры)
Список используемой литературы
1. Алябьева Е. А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера 2009г.
2. Гипперейер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» Черо 2003г.
3. Жукова Р. А. «Игра как средство социально – эмоционального развития» ИТД Корифей 2006г.
4. Коноваленко С. В. «коммуникативные способности детей дошкольного возраста» Гном 2004г.
5. Кочинова О. В. «Детский этикет» Т. Ц. Сфера 2002г
6. Клюев Н. В. «Общение и дети» Академия холдинг 2000г.
7. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников //Дошкольная педагогика 2006 Ноябрь – декабрь.
8. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология 2005.№6.
9. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. СПб., 2016.
10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы Н. Е. Вераксы. М., 2014
11. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А. Васильева. М., 2005.
12. Фомичева Л. В. Офтальмо – гигиенические основы воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным зрением. СПб., 2007.