Ольга Максимова
Памятка для родителей «Наши пальчики играли»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей "Наши пальчики играли"
Массаж ладоней и пальцев рук.
Массаж пальцев (с большого и до мизинца).
Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).
Массаж ладоней шестигранным карандашом.
Публикация «Памятка для родителей „Наши пальчики играли“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пусть ребенок поместит карандаш между ладонями и вращает, перемещая от основания ладоней к кончикам пальцев. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
Массаж пальцев колечками.
Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики : большой, указательный и т. д.
Массаж грецкими орехами:
а) катать два ореха между ладонями;
б) прокатить один орех между пальцами;
в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;
г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками.
Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним
пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаться в меткости. Закрепите маленький шарик на ниточке. Пусть ребенок щелчками (каждым пальцем по очереди) «отстреливает» этот шарик.
Массаж ладоней щеткой или массажным мячиком.
Массаж бусами.
Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок (в прямом и обратном порядке).
Пальчиковые игры без предметов.
Обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук («Пальчик, пальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать» и игровые упражнения, например:
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальцы, начиная с большого.)
Будем листья собирать,
(Сжимают и разжимают кулаки)
Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберем.
(Загибают пальцы, начиная с большого.)
Маме осенний букет отнесем.
(Шагают по столу средним и указательным пальцами.)
Н. Нищева «Осенние листья»
Пальчиковые игры с предметами.
Варианты упражнений:
Разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации.
Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребенку задания не только произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).
Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Когда он развернет салфетку, то увидит кружевной узор.
Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он опускает их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может нанизать их на нитку в определенном порядке. Можно чередовать по форме, цвету или величине.
Предложите ребенку скатать шарики из пластилина. Затем – расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами. Можно скатать жгутики.
«Волшебные спички». Ребенок может выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники.
Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребенка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочередно сгибать и разгибать каждый палец).
Игры на выкладывание узора (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами (бобы, фасоль, горох).
Рисование по шаблону.
Штриховка.
Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получается его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.
Раскрашивание.
Мозаика.
Складывание разрезных картинок.
Подвижные игры.
«Шоферы» (ребенок двумя руками накручивают на палочку веревку, к концу которой привязана машина).
С тряпичным мячиком (ребенок подбрасывает и ловит его).
«Собери мелкие предметы» (дети собирают мелкие предметы, разбросанные по полу).
Дидактические игры.
«Помоги Золушке разложить семена» (сортировка макарон, круп, крупных семян). Для этого родителям сначала смешивают все семена, а ребенок раскладывает их по отдельным ячейкам.
«Поймай колобок из воды». Для этого понадобиться сосуд с водой, разливная ложка, слить с нее воду и положить колобок на поднос без воды.
Игры с прищепками. Для этого понадобятся прищепки различных цветов, величины.
Игры с использованием атрибутики.
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т. д.)
Детям очень нравится использовать изображения небольших фигурок (7-8 см, вырезанных из журналов, открыток, старых книг и т. д. выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен таким, чтобы она плотно облегала основание детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного).
Игра «Зарядка». Дети выбирают понравившиеся им фигурки и закрепляют их на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы – ноги, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. Взрослый предлагает сделать зарядку (на столе) : ходьба – шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся.